Бородино это где находится?

«Постараемся превратить реставрацию в шоу». Интервью с директором музея-панорамы «Бородинская битва»

Бородино это где находится?

Панорама «Бородинская битва», созданная к 100-летию сражения и сегодня являющаяся центральным экспонатом одноименного музея, — полотно непростой судьбы. В советское время оно пережило две серьезные реставрации: в начале 1940-х и в конце 1960-х. В первый раз специалисты исправляли последствия неправильного хранения, во второй — спасали полотно после пожара. Об их работе ходили легенды, но процесс восстановления остался тайной для широкой общественности.

Сегодня панорама стоит на пороге третьей реставрации, которая будет открытой: проследить за ее ходом смогут и посетители. О том, почему было принято такое решение, как будет работать музей в обновленном здании и в чем состоит магия панорамы, рассказывает директор «Бородинской битвы» Владимир Преснов.

«Если ничего не скрывать, музей будет восприниматься как дом»

— Владимир Александрович, музей-панорама «Бородинская битва» закрылся на капитальный ремонт чуть более двух лет назад — 1 декабря 2017 года. Какими были эти два года?

— Это было очень сложное время,  и дело не только в ремонте. Самое главное, для чего существует музей, — это его посетители. Работать без них очень сложно — нет потока энергии, который приходит с ними. Однако мы не сидели сложа руки и это время потратили с пользой — углубились в цифровые технологии и создали несколько онлайн-проектов: «День за днем», «Понятный музей». Я считаю, что они вышли очень удачными.

— Два года капитального ремонта такого масштаба — это много или мало?

— С 1962 года здание музея было без капитального ремонта. Изначально мы планировали закрыться лишь на год, но в процессе возникли сложности, которые не учитывались в предварительном проекте. Буквально за неделю до начала капитального ремонта случилась аварийная ситуация — провалился асфальт на улице рядом с входной группой. Слава богу, это произошло, когда все было перекрыто и никто не пострадал. Так что пока мы проводили обследование и конкурсную процедуру, прошло какое-то время. Хорошо, что авария случилась до ремонта, а не после.

Психологически, наверное, два года — это точка невозврата, дальше совсем сложно было бы. Так что всем коллегам желаю закрываться на ремонт не больше чем на два года!

— Скоро в музее начнется реставрация полотна панорамы «Бородинская битва». Почему было решено провести ее в открытом формате?

— Когда стало понятно, что мы закрываемся на капитальный ремонт, мне предложили провести одновременно и реставрацию полотна — в 2014 году обследование показало, что оно находится в аварийном состоянии. Я убедил руководство, что этого делать не нужно, потому что одна из причин бедственного состояния полотна — это неправильный температурно-влажностный режим, и пока мы не проведем ремонт и не восстановим его, начинать реставрацию не имеет смысла.

Больше всего руководство настораживало то, что реставрация панорамы — дело небыстрое. Мировой опыт показывает, что она может длиться более 10 лет. При этом нужно закрывать музей, снимать полотно, раскатывать его в горизонтальном положении… К тому же реставрация реставрации рознь — у каждого произведения свои проблемы.

Тогда нам пришла в голову мысль: почему бы не сделать эту реставрацию открытой? Ничего страшного не произойдет, если какие-то работы станут достоянием общественности — наоборот, они могут привлечь к панораме дополнительный интерес. Проект реставрации поддержал Мэр, и теперь мы начинаем его осуществлять.  

Работа делится на несколько этапов. Сначала мы отреставрируем маленький фрагмент панорамы, который уцелел после пожара 1967 года, и окончательно утвердим методику восстановления. Затем проведем инженерную подготовку, в ходе которой создадим все условия для реставраторов, а в 2021 году начнется ремонт аварийного фрагмента.

Мы постараемся сделать так, чтобы в какой-то мере реставрация стала шоу: в одном из залов музея построим макет панорамы, на котором будет показан каждый этап восстановления полотна, специалисты будут проводить мастер-классы, а при поддержке одной крупной ИТ-компании запустим VR-проект.

Когда мы рассказывали о проблемах панорамы посетителям, о том, в каком тяжелом состоянии она находится, это вызывало колоссальный живой интерес у людей — они переживали за нее. Мы понимали, что не надо ничего скрывать — надо показывать как можно больше всего и тогда музей будет восприниматься как дом.

— Сколько будет длиться реставрация полотна?

— Если все пойдет по плану, к концу 2022 года она будет завершена. Основной упор — на работу с аварийным фрагментом. После этого начнется несложная часть реставрации: чистка полотна, обновление предметного плана. Одновременно освещение в панорамном зале будет меняться на более современное.

— Какие факторы, помимо неправильного температурно-влажностного режима, негативно влияют на сохранность полотна?

— Есть еще один важный момент, который мы собираемся исправлять, — неправильная развеска полотна. Когда в 1967 году после пожара панораму восстановили, немного ошиблись — неправильно разместили систему грузов, которая находится внизу. Это травмирует полотно. К тому же смещен центр панорамы — это не видно посетителям, но мы это понимаем и будем исправлять.

«Восстановление полотна в 1967 году — настоящий подвиг»

— Полотно будет реставрироваться не в первый раз. Учитываете ли вы опыт предыдущих реставраций?

— В прежние времена в работе использовался осетровый клей. Со временем из-за неправильного уровня влажности и температуры он стал высыхать и «ломать» саму картину. Современные клеи и синтетические материалы более гибкие, ведут себя лучше, щадяще относясь к самому полотну. Нареканий к предыдущей реставрации у нас нет — она проводилась более 40 лет назад, а первые негативные изменения мы заметили лишь в 2013 году.

— Первый раз полотно восстанавливали в 1940-е. Тогда в ходе реставрации в оригинальный сюжет полотна были внесены изменения — было добавлено изображение Петра Багратиона, а фигура Михаила Кутузова была немного увеличена. Как вы относитесь к подобному соавторству художника и реставратора?

— К этому я отношусь не очень хорошо, вмешиваться в авторскую работу неправильно. Все, что хотел сказать мастер, он сказал сам. Сейчас уже сложно представить, как выглядело полотно без раненого Багратиона, но зато теперь удобно показывать посетителям Кутузова — пусть на полотне он буквально точка, но его можно разглядеть.

Панорама Бородинского сражения была написана к 1912 году художником Францем Рубо. Во время работы у него было много консультантов и людей, которые хотели внести те или иные сюжеты в общую композицию. Каждый советчик стремился прославить какую-то персону или подразделение. Причем неважно, были они в тот момент на поле боя или нет, но всем хотелось, чтобы на переднем плане были самые лучшие, по их мнению, персонажи. К сожалению, это всегда сопровождает художника, который выполняет государственный заказ. По моему мнению (в записках я этого не встречал), реставраторы испытывали на себе такое же давление.

Кстати, на Бородинском поле есть небольшая диорама. Создана она была еще в прошлом веке, и недавно поднимался вопрос о ее реставрации. На одном из совещаний по этому вопросу коллеги рассказали такую историю — по заказу того времени в сюжет включили гренадера Брежнева. При этом неизвестно, был ли такой человек на самом деле, но в угоду тогдашнему генеральному секретарю ЦК КПСС его попросили добавить.

Читайте также  Нотр дам Де пари где находится?

— 27 июня 1967 года — черный день в истории панорамы: большая часть полотна была уничтожена во время пожара. Из-за чего он начался?

— Причина нам не известна — было много версий. Какая из них стала окончательной, я не знаю, потому что с материалами уголовного дела нас никто не знакомил. В те времена им занимался КГБ, так как сам объект не рядовой и находится на правительственной трассе.

Известно, что тогда на полотне проводились частичные ремонтные работы, небольшие «подмалевки». Я допускаю, что реставраторы могли курить на рабочем месте — тогда за этим не так строго следили,— что и спровоцировало пожар. Но это мой личный домысел.

Самое удивительное для меня то, как после пожара восстанавливали полотно. Сюжет, конечно, был понятен, но не было подробных фотографий. И тут вспомнили, что какой-то турист из Германии недавно делал слайды панорамы. Его нашли, отправили к нему специальную группу. После этого слайды проецировали прямо на стены и быстро их прописывали. До последнего дня реставрации шла напряженная работа. Все было сделано мастерски и профессионально — сегодня человеку, не знающему эту историю, сложно понять, где Рубо, а где реставраторы. Для меня это уникальное явление, настоящий подвиг.

«Дарить эмоции — самое большое удовольствие»

— Общаются ли такие российские и зарубежные музеи-панорамы между собой?

— По нашим данным, у нас в стране около 90 музеев, связанных с панорамно-диорамным искусством. Проблемы, которые возникают у каждого из них, схожи. Поэтому год назад мы при Союзе музеев России образовали секцию хранителей панорам и диорам России. Мы провели уже несколько заседаний, круглых столов, подготовили методическое пособие по эксплуатации и реставрации панорам.

Также в этом году мы вступили в Международный совет панорам, на конференции которого выступали с докладом о нашем методическом пособии и рассказывали об открытой реставрации. Вступлением в эту организацию очень гордимся. В свете нашей новой реставрации помощь и опыт их специалистов будут нелишними.

— Почему панорамы и диорамы остаются популярными сегодня?

— Это очень зрелищный формат, предусматривающий легкий и доступный способ восприятия. Когда вы входите в исторический музей, вам нужно время, чтобы отделить себя от сегодняшнего дня и попасть в другую эпоху. Панорама делает это мгновенно — как только попадаешь в панорамный зал, сразу переносишься в другой мир и становишься участником тех событий.

Панорама — это мир детства. Почему дети строят шалаши? Им там комфортно, это их маленький мир. Панорама — приблизительно то же самое. Даже при всех ужасах, которые ты видишь в баталиях, в музее чувствуешь себя спокойно, как будто растворяясь в истории.

Пусть на панораме нет такого тонкого мазка, как у Рембрандта, той филигранности, как в миниатюрах — панорамы пишут буквально швабрами, — но вы никогда этого не увидите, находясь на нужном расстоянии. Все сделано мастерски.

Восприятие искусства — удивительный феномен. Каждый раз поднимаясь на панораму, я нахожу на ней что-то новое. До сих пор при всех технологических возможностях такие рукотворные вещи очень интересны, поскольку они дают видеть то, что никто не видел вживую. Мы дарим нашим посетителям эмоции — и для нас это самое большое удовольствие.

— Кто ваш посетитель?

— Всегда считалось, что основная часть посетителей панорамы — школьные группы. Однако мы провели исследование и узнали, что школьники составляют меньше половины аудитории музея. Также мы думали, что в наш музей охотнее идут мужчины, но исследование развенчало и этот миф — романтический флер этой эпохи в равной мере привлекает и женщин. В основном наши посетители — читающие взрослые люди, интересующиеся историей, любящие свою культуру и страну.

Дети в основном не самостоятельные посетители — их приводят родители, учителя. Однако спустя какое-то время они придут сами. Мы знаем, что наш посетитель обязательно возвращается в музей, и наша задача состоит в том, чтобы он сделал это как можно скорее.

Музей-панорама «Бородинская битва» — это площадка, на которой проходит первое эмоциональное погружение в историю. Очень важно в детстве получить такой заряд. Так произошло и со мной. То впечатление, которое я получил в детстве, осталось со мной на всю жизнь. И когда я увидел объявление о приеме на работу, я знал, куда иду и в какую эпоху попаду.

«Ничего интереснее для себя не нашел»

— Вы целенаправленно искали работу в музее?

— Это было в 1997 году. Я окончил философский факультет университета, а после устроился в школу учителем, но понял, что это не мое. Стал искать работу — увидел объявление: «Набираются экскурсоводы в музей-панораму “Бородинская битва”». Я думал, что какое-то время здесь поработаю, пока не найду что-нибудь поинтереснее. И вот с тех пор я в этом музее, ничего интереснее для себя не нашел — работал экскурсоводом, научным сотрудником в экспозиционном отделе, заведующим экспозиционным отделом, заместителем директора. И вот стал директором.

— Помогает ли образование философа в музейной работе?

— Да, конечно, и не только оно. По первому образованию я фельдшер, а уже потом философ, музеевед и арт-менеджер. В работе часто приходится искать компромиссы и решать совершенно разные вопросы, поэтому каждое мое образование очень помогает. Например, умения фельдшера — быстрое принятие решений, правильная постановка диагноза (читай — проблемы) — часто выручают в музейной работе. К тому же терпимое, внимательное отношение к людям, необходимое медикам, — это одна из важнейших вещей для руководителя любого уровня.

— Есть ли среди знаменитых участников Отечественной войны герой, чья персона и биография особо интересны лично вам?

— Сложно кого-то выделить — ведь каждый из них ценен сам по себе, но, безусловно, есть очень интересные личности. В собрании нашего музея есть картина Михаила Осиповича Микешина, которая посвящена полковнику Алексею Петровичу Никитину. На этом полотне художник изобразил его подвиг — Никитин идет в атаку во главе своей батареи. Биография этого человека просто потрясающая. На мой взгляд, Алексей Петрович — один из храбрейших людей своего времени, но почему-то не так широко известен, как другие большие герои той эпохи.

Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур»

Фотографии предоставлены Музеем-панорамой «Бородинская битва»

Источник: https://www.mos.ru/news/item/66525073/

Музей-панорама «Бородинская битва»

Бородино это где находится?

Музей-панорама «Бородинская битва» располагается в Москве. Это один из самых популярных исторических музеев, посвященный Отечественной войне 1812 года. Музей находится на Кутузовском проспекте на территории бывшей деревни Фили. Строение музея выполнено в необычной цилиндрической форме с колоннами из стекла и алюминия.

Центральным экспонатом является масштабная панорама Бородинского сражения, выполненная художником Францом Рубо. Гигантская картина была заказана императорским двором Российской Империи в честь 100-летнего юбилея легендарной битвы.

Кроме того, в музее находится множество других картин, собрание скульптур, а также редкие книги (более 9,5 тысяч книг), большая коллекция монет, медалей и предметы снаряжения и вооружения 19 века. Всего же в музее находится коллекция из 37 973 предметов эпохи Наполеоновских войн.

Постоянная экспозиция музея занимает площадь более 1400 квадратных метров, еще 300 квадратных метров отдано под временные выставки и 200 квадратных метров — под хранилища. В музее постоянно трудятся 88 человек (из них 33 — научные сотрудники).

Среди значимых экспонатов музейного комплекса — копия Кутузовской избы (входит в структуру музея с 1962 года), оригинал погиб при пожаре в 1868 году; музей героев Советского Союза и России (появился в 2006-2007 годах); храм-часовня Архангела Михаила; обелиск с братской могилы воинов, погибших в Бородинской битве; бронзовый бюст Кутузова.

Перед музеем установлен памятник героям войны 1812 года.

О готовящихся мероприятиях, которые интересно будет посетить лично вам, можно узнать из афиши на официальном сайте.

Панорама Бородинской битвы

Над панорамой Бородинской битвы Франц Рубо работал в 1911-1912 годах. Это была третья панорама художника, первые две — «Штурм аула Ахулько» 1890 года и «Оборона Севастополя» 1904-1905 годов. Картину Рубо писал в Мюнхене. Кроме самого мастера, участие в создании шедевра принимали участие также генерал-лейтенант Борис Колюбакин, Иван Мясоедов, известный художник-баталист Беккер, мастер пейзажей Цен-Димпер и художники Мюллер и Фрош. Также Рубо помогал его родной брат.

Читайте также  Бастилия крепость где находится?

Размеры картины внушительные — 15 на 115 метров. Из Мюнхена в Москву столь большое полотно транспортировали на специальных железнодорожных платформах. Изначально для панорамы был построено временное деревянное строение, которое все желающие могли посетить уже с 31 августа 1912 года.

Дальнейшая судьба картины оказалась весьма печальной. И уже к 1930-м годам из-за варварского обращения и неправильных условий хранения панорама была практически уничтожена — из 1725 квадратных метров было утеряно 900! Реставрационные работы начались уже после Второй Мировой войны.

Руководил ими Павел Корин, который внес в панораму некоторые изменения (увеличил фигуру Кутузова, дорисовал Багратиона). Однако после реставрации стало ясно, что выставлять картину попросту негде. В 1961 году началось строительство специального музея под панораму.

И уже 18 октября 1962 года, к 150-летию победы Российской империи в легендарной Бородинской битве, картина стала снова доступна широкой публике.

Но в 1967 году картину постигло новое несчастье — некий сторонник Культурной революции в Китае облил картину воспламеняющейся жидкостью и поджег ее, в результате чего сгорело около 60% полотна. Впрочем, реставрационные работы под руководством Митрофана Грекова (ученика самого Рубо) позволили потомкам увидеть полотно в будущем.

Экспозиции для детей в музее-панораме «Бородинская битва»

В музее Бородинcкой битвы в Москве постоянно проводятся тематические мероприятия для детей. В музее проводятся уроки истории, организуются экскурсии по временным выставкам, посвященным произведениям русских писателей 19 века (на тему той войны и Бородинской битвы). Кроме того, для детей устраиваются мастер-классы и интерактивные игры-представления. Причем, всё это рассчитано на детей самых разных возрастов — от 7 до 18 лет.

Кутузовская изба, © 1812panorama

Как добраться до музея-панорамы «Бородинская битва»

До музея можно добраться по ул. Новый Арбат, которая переходит в Кутузовский проспект. Также можно доехать на метро — выходить следует на станции «Парк Победы». Если же вы предпочитаете наземный транспорт, то остановка автобуса так и называется «Панорама Бородинской Битвы». Доехать можно на автобусах № М2, М27, Н2, Т39, Т7, Т7к, 91, 116, 157, 205, 324, 454, 474, 840. Тут же останавливаются маршрутные такси № 477, 523.

Еще один способ добраться до музея — вызвать такси. Сделать это можно, например, через специальное приложение для смартфона. Наиболее популярны сервисы Uber и Яндекс.Такси.

:

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/museum/22291

Бородинское сражение сентября 1812

Бородино это где находится?

После сражения под Смоленском отступление русской армии продолжилось. Это вызвало открытое недовольство в стране. Под давлением общественного мнения, Александр I назначил М.И. Кутузова главнокомандующим русской армией. В задачу Кутузова входило не только остановить дальнейшее продвижение Наполеона, но и изгнать его из российских пределов. Он также придерживался тактики отступления, однако армия и вся страна ждали от него решающего сражения. Поэтому он отдал приказ искать позицию для генеральной битвы, которая была найдена у с. Бородино, в 124 километрах от Москвы.

Русская армия подошла к селу Бородино 22 августа, где по предложению полковника К.Ф. Толя была выбрана плоская позиция протяженностью до 8 км. С левого фланга Бородинское поле прикрывал труднопроходимый Утицкий лес, а на правом, проходившем по берегу р. Колочи, были воздвигнуты Масловские флеши — земляные стреловидные укрепления.

В центре позиции также были выстроены укрепления, получившие разные названия: Центральной, Курганной высоты, или батареи Раевского. На левом фланге были возведены Семеновские (Багратионовы) флеши. Впереди всей позиции, с левого фланга, у деревни Шевардино, также начал строиться редут, который должен был играть роль передового укрепления.

Однако подошедшая армия Наполеона после ожесточенного боя 24 августа сумела им овладеть.

Расположение русских войск. Правый фланг занимали боевые порядки 1-й Западной армии генерала М.Б. Барклая-де-Толли, на левом фланге стояли части 2-й Западной армии под командованием П.И. Багратиона, а Старую Смоленскую дорогу у деревни Утица прикрывал 3-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Н.А. Тучкова. Русские войска занимали оборонительное положение и были развернуты в форме буквы «Г».

Такое положение объяснялось тем, что русское командование стремилось контролировать ведущие к Москве Старую и Новую Смоленские дороги, тем более что возникло серьезное опасение обходного движения противника справа. Вот почему на этом направлении оказалась значительная часть корпусов 1-й армии. Наполеон же решил нанести свой главный удар по левому флангу русской армии, для чего ночью 26 августа (7 сентября) 1812 г. перевел основные силы через р.

Колочу, оставив для прикрытия собственного левого фланга лишь несколько кавалерийских и пехотных частей.

Начало сражения. Сражение началось в пять часов утра атакой частей корпуса вице-короля Италии Э. Богарне на позицию лейб-гвардии Егерского полка у с. Бородина. Французы овладели этим пунктом, но это был их отвлекающий маневр. Свой главный удар Наполеон обрушил против армии Багратиона. Корпуса маршалов Л.Н. Даву, М. Нея, И. Мюрата и генерала А. Жюно несколько раз атаковали Семеновские флеши.

Части 2-й армии героически сражались против превосходящего по численности противника. Французы неоднократно врывались на флеши, но всякий раз после контратаки оставляли их. Лишь к девяти часам наполеоновские армии окончательно овладели укреплениями русского левого фланга, а попытавшийся в это время организовать очередную контратаку Багратион был смертельно ранен.

«Душа как будто отлетела от всего левого фланга после гибели этого человека», — говорят нам свидетели. Ярое бешенство, жажда мести овладели теми солдатами, которые были непосредственно в его окружении. Когда генерала уже уносили, кирасир Адрианов, прислуживавший ему во время битвы (подававший зрительную трубу и пр.

), подбежал к носилкам и сказал: «Ваше сиятельство, вас везут лечить, во мне уже нет вам надобности!» Затем, передают очевидцы, «Адрианов в виду тысяч пустился, как стрела, мгновенно врезался в ряды неприятелей и, поразив многих, пал мертвым».

Борьба за батарею Раевского. После захвата флешей основная борьба развернулась за центр русской позиции — батарею Раевского, которая в 9 и 11 часов утра подверглась двум сильным атакам противника. Во время второй атаки войскам Э. Богарне удалось овладеть высотой, но вскоре французы были выбиты оттуда в результате успешной контратаки нескольких русских батальонов, возглавляемых генерал-майором А.П. Ермоловым.

В полдень Кутузов направил казаков генерала от кавалерии М.И. Платова и кавалерийский корпус генерал-адъютанта Ф.П. Уварова в тыл левого фланга Наполеона. Рейд русской конницы позволил отвлечь внимание Наполеона и на несколько часов задержал новый штурм французами ослабленного русского центра. Воспользовавшись передышкой, Барклай-де-Толли перегруппировал силы и выставил на переднюю линию свежие войска.

Лишь в два часа дня наполеоновские части предприняли третью попытку овладеть батареей Раевского. Действия наполеоновской пехоты и конницы привели к успеху, вскоре французы окончательно захватили и это укрепление. В плен к ним попал руководивший обороной раненый генерал-майор П.Г. Лихачев.

Русские войска отошли, но прорвать новый фронт их обороны противник так и не смог, несмотря на все усилия двух кавалерийских корпусов.

Итоги сражения. Французы смогли достичь тактических успехов на всех основных направлениях — русские армии были вынуждены оставить первоначальные позиции и отступить примерно на 1 км. Но прорвать оборону русских войск наполеоновским частям так и не удалось. Поредевшие русские полки стояли насмерть, готовые отразить новые атаки. Наполеон же, несмотря на настоятельные просьбы своих маршалов, так и не рискнул бросить для завершающего удара свой последний резерв — двадцатитысячную Старую гвардию.

Интенсивная артиллерийская перестрелка велась до самого вечера, а потом французские части были отведены на исходные рубежи. Победить русскую армию не удалось. Вот, что писал отечественный историк Е.В. Тарле: «Чувство победы решительно никем не ощущалось. Маршалы разговаривали между собой и были недовольны. Мюрат говорил, что он не узнавал весь день императора, Ней говорил, что император забыл свое ремесло. С обеих сторон до вечера гремела артиллерия и продолжалось кровопролитие, но русские не думали не только бежать, но и отступать. Уже сильно темнело. Пошел мелкий дождь. «Что русские?» — спросил Наполеон.

Читайте также  Пляж кавказ витязево где находится?

— «Стоят на месте, ваше величество». — «Усильте огонь, им, значит, еще хочется, — распорядился император. — Дайте им еще!»

Угрюмый, ни с кем не разговаривая, сопровождаемый свитой и генералами, не смевшими прерывать его молчания, Наполеон объезжал вечером поле битвы, глядя воспаленными глазами на бесконечные груды трупов. Император еще не знал вечером, что русские потеряли из своих 112 тысяч не 30 тысяч, а около 58 тысяч человек; он не знал еще и того, что и сам он потерял больше 50 тысяч из 130 тысяч, которые привел к Бородинскому полю.

Но что у него убито и тяжко ранено 47 (не 43, как пишут иногда, а 47) лучших его генералов, это он узнал уже вечером. Французские и русские трупы так густо устилали землю, что императорская лошадь должна была искать места, куда бы опустить копыто меж горами тел людей и лошадей. Стоны и вопли раненых неслись со всех концов поля. Русские раненые поразили свиту: «Они не испускали ни одного стона, — пишет один из свиты, граф Сегюр, — может быть, вдали от своих они меньше рассчитывали на милосердие.

Но истинно то, что они казались более твердыми в перенесении боли, чем французы».

В литературе встречаются самые разноречивые факты о потерях сторон, спорным является до сих пор и вопрос о победителе. В этой связи необходимо отметить, что ни один из противников не решил поставленных перед собой задач: Наполеон не сумел разгромить русскую армию, Кутузов — защитить Москву. Однако огромные усилия, предпринятые французской армией, оказались, в конце концов, бесплодными.

Бородино принесло Наполеону горькое разочарование — исход этой битвы нисколько не напоминал ни Аустерлиц, ни Иену, ни Фридланд. Обескровленная французская армия была не в силах преследовать противника. Русская же армия, воюя на своей территории, за короткий срок смогла восстановить численность своих рядов. Поэтому в оценке этого сражения точнее всего был сам Наполеон, сказав: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой.

Французы в нем показали себя достойными одержать победу. А русские стяжали славу быть непобежденными».

РЕСКРИПТ АЛЕКСАНДРА I

«Михаил Илларионович! Настоящее положение военных обстоятельств наших действующих армий хотя и предшествуемо было начальными успехами, но последствия оных не открывают мне той быстрой деятельности, с каковою бы надлежало действовать на поражение неприятеля.

Соображая сии последствия и извлекая истинные тому причины, нахожу нужным назначение над всеми действующими армиями одного общего главнокомандующего, которого избрание, сверх воинских дарований, основывалось бы и на самом старшинстве.

Известные достоинства ваши, любовь к отечеству и неоднократные опыты отличных подвигов приобретают вам истинное право на  сию мою доверенность.

Избирая вас для сего важного  дела, я прошу всемогущего Бога, да благословит деяния ваши к славе российского оружия и да оправдаются тем счастливые надежды, которые отечество на вас возлагает».

ДОНЕСЕНИЕ КУТУЗОВА

«Баталия 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию,  в которую пришел нас атаковать; но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, особливо тем, что переранены самые нужные генералы, принудила меня отступить по Московской дороге.

Сего дня нахожусь я в деревне Наре и должен отступить еще навстречу к войскам, идущим ко мне из Москвы на подкрепление. Пленные сказывают, что неприятельская потеря очень велика и что общее мнение во французской армии, что они потеряли ранеными и убитыми 40000 человек. Кроме дивизионного генерала Бонами, который взят в плен, есть другие убитые. Между прочим Давуст ранен. Арьергардные дела происходят ежедневно.

Теперь, узнал я, что корпус вице-короля Италианского находится около Рузы, и для того отряд генерал-адъютаната Винценгероде пошел к Звенигороду, дабы закрыть по той дороге Москву».

ИЗ МЕМУАРОВ КОЛЕНКУРА

«Еще никогда мы не теряли в одном сражении столько генералов и офицеров… Пленных было мало. Русские проявляли большую отвагу; укрепления и территория, которые они вынуждены были уступить нам, эвакуировались в порядке. Их ряды не приходили в расстройство… они храбро встречали смерть и лишь медленно уступали нашим отважным атакам.

Еще не было случая, чтобы неприятельские позиции подверглись таким яростным и таким планомерным атакам и чтобы их отстаивали с таким упорством. Император много раз повторял, что он не может понять, каким образом редуты и позиции, которые были захвачены с такой отвагой и которые мы так упорно защищали, дали нам лишь небольшое число пленных…

Эти успехи без пленных, без трофеев не удовлетворяли его…»

ИЗ РАПОРТА ГЕНЕРАЛА РАЕВСКОГО

«Неприятель, устроив в глазах наших всю свою армию, так сказать, в одну колонну, шел прямо на фронт наш; подойдя же к оному, сильные колонны отделились с левого его фланга, пошли прямо на редут и, несмотря на сильный картечный огонь моих орудий, без выстрела головы оных перелезли через бруствер. В тоже самое время с правого моего фланга генерал-майор Паскевич с полками атаковал штыками в левый фланг неприятеля, за редутом находящегося.

Генерал-майор Васильчиков то же самое учинил на их правый фланг, а генерал-майор Ермолов, взяв батальон егерей полков, приведенных полковником Вуичем, ударил в штыки   прямо на редут, где истребив всех, в нем находящихся, взял генерала, ведущего колонны в плен. Генерал-майоры Васильчиков и Паскевич опрокинули в мгновенье ока неприятельские колонны и гнали оные до кустарников столь сильно, что едва ли кто из них спасся.

Более действием моего корпуса описать остается мне в двух словах, что по истреблении неприятеля, возвратясь опять в свои места, держался в оных до тех пор против повторных атак неприятеля, пока убитыми и ранеными приведен был в совершенное ничтожество и уже редут мой занял г. генерал-майор Лихачев.

Вашему Превосходительству самому известно, что генерал-майор Васильчиков собрал рассеянные остатки 12-й и 27-й дивизий и с Литовским гвардейским полком удерживал до вечера важную высоту, на  левой конечности всей нашей линии находящуюся…»

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ СООБЩЕНИЕ ОБ ОСТАВЛЕНИИ МОСКВЫ

«С крайнею и сокрушающею сердце каждого сына Отечества печалию сим возещается, что неприятель сентября 3-е число вступил в Москву. Но да не унывает народ российский. Напротив, да поклянется всяк и каждый воскипеть новым духом мужества, твердости и несомненной надежды, что всякое наносимое нам врагами зло и вред оборотятся напоследок на главу их. Неприятель занял Москву  не от того, что преодолел силы наши или бы ослабил их.

Главнокомандующий по совету с первенствующими генералами нашел за полезное и нужное уступить на время необходимости, дабы с надежнейшими и лучшими потом способами превратить кратковременное торжество неприятеля в неизбежную ему погибель. Сколь ни болезненно всякому русскому слышать, что первопрестольный град Москва вмещает в себе врагов отечества своего; но она вмещает их в себе пустая, обнаженная от всех сокровищ и жителей.

Гордый завоеватель надеялся, вошед в нее, сделаться повелителем всего Российского царства и предписать ему такой мир, какой благорассудит; но он обманется в надежде своей и не найдет в столице сей не только способов господствовать, ниже способов существовать.

Собранные и отчасу больше скопляющиеся силы наши окрест Москвы не престанут преграждать ему все пути и посылаемые от него для продовольствия отряды ежедневно истреблялись, доколе не увидит он, что надежда его на поражение умов взятием Москвы была тщетная и что поневоле должен он будет отворять себе путь из ней силою оружия…»

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/borodinskoie-srazhieniie