Форт ино как добраться?

Форт Ино как добраться?

Форт ино как добраться?

Форт Ино (Николаевский) (Россия, Ленинградская область, Выборгский район, рядом с п. Песочное)

Когда я готовила эту страницу, то в основном опиралась на материалы книги Л.И. Амирханова и В.Ф. Ткаченко «Форты Кронштадта». И вот мне подарили прекрасно изданный и основательный труд (уже без соавтора) В.Ф. Ткаченко «Форт «Ино». Строительство. Служба. Уничтожение», содержащий множество схем и уникальных архивных снимков. Трагическая и малоизученная история «Николаевского» буквально ожила у меня перед глазами. 

Описание форта Ино

Вот что пишет сам автор в предисловии: «Форт Ино… самый мощный форт крепости Кронштадт. Англичане называли его крепостью, что, в общем, верно. Самый несчастливый. Пик развития морской фортификации. Ничего подобного в России, думаю, и в мире больше не строилось. Самый короткий срок службы был уготован ему судьбой.

Российская смута уничтожила его в страшном взрыве пяти тонн пироксилина. Тайна этого взрыва до конца не разгадана. На его проектировании и строительстве работали лучшие инженеры России того времени, использовались самые передовые строительные технологии, на вооружение форта пошли новейшие 12-дм башенные артиллерийские системы.

Впервые в России, отказались от традиционной установки относительно устаревших орудий на береговых батареях, что практиковалось ранее, в том числе и в других странах. Вспоминаются слова известного фортификатора К.И. Величко: «…

существующие крепости надо рассматривать, как факторы наличные, с которыми приходится считаться, которыми можно с выгодой воспользоваться, но которыми в известных случаях можно и пренебречь, т. е. эвакуировать без сопротивления или бросить на произвол судьбы».

Мне трудно согласиться с уважаемым К.И. Величко, если применить его слова к такой крепости, как форт Ино. Этот шедевр фортификации надо было отстоять любой ценой. Даже сегодня, по прошествии почти ста лет, величественные останки форта Ино производят впечатление, которому мне трудно подобрать слова. Посещая территорию форта, особенно осенью, буквально всем телом ощущаешь вневременность этого места. Мистика, жутковатая энергетика башенной батареи, застывшей в вопле разорванного страшным взрывом бетона. Провалы 10-дм и 6-дм батарей, заполненные громадными глыбами бетона, до сих пор хранящими тепло человеческих рук.

А потом смотришь на фотографии 1915 года. Нет, не на те, где в бетонных дворах стоят мощные крепостные орудия, на другие, где молодые и красивые жены офицеров катают коляски с нашими дедушками и бабушками, в длинных, почти до пят, юбках, белых блузках и в легких воздушных широкополых шляпах.

Бегают мальчики в матросских костюмчиках, играют в песочницах девочки, офицеры форта улыбаются в объектив, кажется, еще мгновение, и они заговорят, но время застыло на этих фотографиях. Время застыло на развалинах форта Ино.

Ни на одном форту крепости так остро не чувствовалось остановившееся время.

Архивные материалы, чертежи и карты форта Ино

Самый короткий срок службы форта из всех других — 1915—1918 годы, но эта книга далась автору тяжелее всего. Сложно описывать остановившееся время». «История «Николаевского» (Ино) форта значительно короче («Красной Горки» — прим. Н.Б.). В целом он повторял «Алексеевский», слегка отличаясь составом вооружения и расположением батарей.

Но здесь первая же проблема, с которой столкнулись строители форта, стала проблема земли. На территории, отведенной под форт, располагались дачи и, вообще, это была Финляндия. Добровольно в казну свои дачи передали лишь А.С. Милюкова и художник В.В. Матэ.

Первую переоборудовали под контору строительства, во второй разместили 88 рабочих, шесть жандармов и трех морских офицеров, производивших промеры залива у гавани. Постепенно вся необходимая земля была выкуплена в казну, и работы развернулись широким фронтом. 28 октября 1909 года заложили 10-дюймовую батарею. В январе 1910-го начались работы по устройству гавани с железной дорогой.

К началу 1912 года вся строительная площадка приобрела очертания укрепления. А в октябре на форт доставили два первых 12-дюймовых орудия. Чтобы обеспечить устойчивую связь с Кронштадтом, от форта к Косе проложили подводный кабель.

К 1 января 1917 года все артиллерийские батареи форта были закончены и находились в боевой готовности, обе 12-дюймовые батареи оборудованы паро-воздушной системой отопления, на них установили 80% броневых дверей, на 10- и 6-дюймовых батареях построили земляные траверсы, оборудовали три бронебетонных помещения для дальномеров, пять прожекторных вышек. Проложили около 3 км железных и 7 км грунтовых дорог и многое — многое другое, необходимое для обороны и нормальной службы гарнизона.

Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/fort-ino-nikolaevskiy.html

Как добраться форт ино?

» Путешествия »

Читайте также  Мюссерский храм как добраться?

Источник: https://whitepeakturizm.com/fort-ino-kak-dobratsya/

Форт Ино (Николаевский)

Форт ино как добраться?

Форт Ино (Николаевский) (Россия, Ленинградская область, Выборгский район, рядом с п. Песочное)

Когда я готовила эту страницу, то в основном опиралась на материалы книги Л.И. Амирханова и В.Ф. Ткаченко «Форты Кронштадта». И вот мне подарили прекрасно изданный и основательный труд (уже без соавтора) В.Ф. Ткаченко «Форт «Ино». Строительство. Служба. Уничтожение», содержащий множество схем и уникальных архивных снимков. Трагическая и малоизученная история «Николаевского» буквально ожила у меня перед глазами. 

Форт Ино

Форт ино как добраться?

Форт Ино (Николаевкий) — это фортификационное сооружение, предназначенное для защиты Санкт-Петербурга от возможной атаки флота Германии во время Первой мировой войны. Форт строился в начале века как часть Кронштадтской позиции Морской крепости. Поселок Ино, возле которого располагалось сооружение, теперь называется Приветнинское.

Остатки Форта Ино на google-панораме

История форта

План по строительству передовой минно-артиллерийской позиции в месте сужения Финского залива в 60 км западнее Санкт-Петербурга был утвержден в 1909 году. Она должна была состоять из двух береговых фортов: один из них — Алексеевский, возведенный на прибрежной возвышенности возле деревни Красная Горка, другой — Николаевский, построенный на северном берегу у поселка Ино. Форты проектировались по последнему слову достижения российской инженерии того времени знаменитым фортификатором К. И. Величко.

Форт Ино имел существенные преимущества перед стандартными аналогами. Он отличался наличием крупнокалиберной артиллерии, причем орудия в 305 мм использовались в подобных укреплениях впервые.

Деревня Ино тогда была населена преимущественно финнами, но она имела немало дачных участков видных политических деятелей и ученых Российской Империи. Во время войны на дачах расположились гарнизоны форта. Комплекс включал три батареи: одна — на 4-е пушки калибром 152 мм, другая — на 8 орудий 254 мм, третья — на 8 гаубиц 279 мм. Их окружал целый подземный город с погребами и казармами. Сверху все эти сооружения защищал двухметровый бетонный слой.

Здания форта, © Витольд Муратов

Две 4-орудийные батареи калибром в 305 мм башенного и открытого типов построили в 1912 году. Подземная часть расширялась и совершенствовалась — появилась железная дорога, по которой на вагонетках возили снаряды, электрический подъемник, пароводяное отопление. К 1916 году обе батареи были готовы. Регулярно возле них должны были находится две роты крепостной артиллерии и две роты пехоты. Однако при необходимости на форте могло разместиться до двух батальонов артиллеристов и батальон пехотинцев.

После революционных событий в 1918 году форт Ино захватил небольшой сестрорецкий отряд красногвардейцев.

В надежде вернуть бывшие территории воспользовавшись революционной разрухой в стране, финские войска осадили форт в апреле 1918 года. Отряд из 200 человек держал оборону, пока из Кронштадта не подоспела подмога из военных кораблей с правительственной комиссией. Она приказала взорвать форт, чтобы не оставлять противнику хорошо укрепленную базу.

По условиям Тартуского мира 14 мая 1918 года башенные батареи форта были взорваны, а его территория отдана финнам. Они должны были полностью уничтожить все батареи, но известно, что орудия 305-мм и 52-мм были использованы в системе береговых укреплений Финляндии.

Остатки подъездных путей, © ВКонтакте

До середины 1980-х годов территория форта была закрытой зоной. Это объяснялось расположением поблизости воинских частей, а также испытательного полигона высокой секретности. По рассказам местного населения ранее здесь проводились опыты по влиянию сильной радиации на животных. Позже полигон был уничтожен. До конца 1990-х годов на территории располагалась военная часть Министерства обороны РФ.

Схема Форта Ино

Сейчас к Форту Ино может подойти любой желающий. От него остались лишь многочисленные развалины, поросшие травой и кустарником. Все съемные металлические части отсутствуют. Но некоторые объекты сохранились неплохо, например, рвы опорных пунктов № 1 и 2, хорошо виден профиль позиций пунктов № 7 и 8. Сохранилась лестница бывшего дачной постройки Куропаткина А. Н. По ней можно спуститься к песчаному пляжу и заливу. Летом сюда приходят отдыхающие, чтобы искупаться и позагорать.

Большая часть форта скрыта под землей. Судить о его размерах и расположении помещений можно только, если изучить схему форта.

План Форта Ино, © Rodionov Pavel

Основная ударная сила располагалась вдоль береговой линии. На правом фланге находились башенная и открытая батарея. Три батареи с пушками Канэ и гаубицами были установлены в центре. Левый фланг защищал еще один комплекс пушек Канэ. Защита форта предусматривала все варианты нападения: с моря, воздуха и земли. Поэтому помимо пушек, по периметру сооружения были устроены бетонные пулеметные гнезда и позиции для противоштурмовых орудий.

До сих пор остается опасность взрыва снарядов, которые остались под завалами с 1918 года.

Экскурсии

Больше узнать о форте можно на экскурсии. Однако на этот объект организованные группы туристов привозят редко, количество таких экскурсий ограничено. Некоторые организаторы предлагают проехать к достопримечательности на своем автомобиле и встретится возле укрепления. Другие подвозят на автобусе. Длится экскурсия обычно 8–10 часов. Стоимость колеблется 1200 до 1800 рублей.

Рекомендации для туристовПеред экскурсией рекомендуется надеть удобную обувь и одежду, а также запастись водой и провиантом.

Гид подробно расскажет об истории форта Ино, покажет все сохранившиеся фрагменты. Экскурсия обычно заканчивается на песчаном берегу Финского залива возле взорванного пулеметного капонира. Отсюда туристы смогут увидеть противоположный берег Кронштадта и рассмотреть форт «Красная Горка».

Стены форта, обращенные к заливу, © ВКонтакте

Как добраться до Форта Ино

Добраться до форта будет удобнее всего на своем автомобиле или такси. Следует выехать на Приморское шоссе в сторону Зеленогорска и двигаться до поселка Приветинское. Слева будут ворота бывшей военной части, нужно въехать в них и двигаться до перекрестка в виде буквы Т, на нем повернуть налево.

Читайте также  Гранд базар в стамбуле как добраться?

Также можно добраться на электричке, но это будет долго и неудобно. Сперва придется доехать от Финского вокзала до станции «Зеленогорск», после чего пересесть на электропоезд, следующий через станцию «Приветинское». От нее до форта придется пройти пешком около 2 км.

Удобнее всего добраться на такси. Заказать его можно через приложения «Яндекс. Такси», «Такси 777», Uber, Gett. По телефону машину заказывают в кампаниях «Уютное такси», «ТаксовичкоФ», «Семерочка».

История Форта Ино и его современное состояние

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/placeofinterest/36989

Залив на замке

Ино расположен на северном берегу Финского залива у поселка Приветнинское. Интереснейший объект находится в 70 км от Санкт-Петербурга. Необычное название форту дали по близлежащему поселку Ино, расположенному на мысе Инониеми. Так он назывался до революции. В советское время населенный пункт переименовали в Приветнинское. Есть у форта и второе имя — Николаевский. Но оно в народе почему-то не прижилось.

Место для постройки было выбрано неслучайно. Финский залив здесь сужается, образуя горлышко. Напротив, на южном берегу, построили аналогичный форт Алексеевский. По имени ближайшей деревни его чаще называли «Красной горкой». Залив оказался заперт для кораблей потенциального противника, поскольку простреливался крупнокалиберной артиллерией от берега до берега.

План укреплений

Подземный мегаполис

Значительная часть огромной постройки скрыта под землей, поэтому на поверхности трудно судить о его размерах. Помочь могут старые планы форта. По площади он был сопоставим с небольшим городком. К нему подходила специальная ветка железной дороги. На берегу была устроена гавань с подъемными кранами.

Основную ударную силу компактно сосредоточили вдоль прибрежной линии. На правом фланге стояли башенная и открытая батареи. Каждая — по четыре орудия. Три батареи из пушек Канэ и гаубиц находились в центре. Левый фланг замыкала еще одна батарея пушек Канэ. В сумме 32 крупнокалиберных орудий. Но это не все.

В случае необходимости форт нужно было защищать от нападения с земли, моря и воздуха. Для этого по периметру обустроили бетонные пулеметные гнезда и множество позиций для противоштурмовых пушек. Было несколько бункеров для пехоты, в которых могло разместиться до 300 человек. Сердцем форта были групповой и батарейные командные пункты. В состав укрепления входил также казарменный городок. А еще были подземные ярусы, покрытые двухметровым слоем бетона. Гарнизон форта начитывал 5500 человек.

В подземельях царят холод и сырость

История катастрофы

Сохранившиеся сооружения и сейчас вызывают восхищение своей мощью и масштабами. Это неудивительно, ведь при проектировании использовали новейшие достижения науки и техники того времени. В частности, в береговых укреплениях впервые были использованы артиллерийские орудия калибром 305 мм. Для стрельбы и обслуживания этих гигантов требовались неординарные инженерные решения.

План строительства Генштаб утвердил в 1909 году. Работы непрерывно велись в течение восьми лет. Были затрачены колоссальные деньги. Они пошли не только на бетон и железо. На берегу Финского залива раскинулась престижная дачная территория. Огромную сумму пришлось потратить на выкуп участков и отчуждение земель. Строительство завершили 1 января 1917 года. Форт Ино находился в полной боевой готовности. И тут грянула революция!

Здесь можно оценить толщину стен

Финляндия, входившая в состав Российской империи, получила независимость. Встал вопрос о новой границе. Войска царской армии покинули форт, а Красная армия только начала формироваться. Укрепление охраняло около двух сотен красноармейцев из Сестрорецка.

В апреле 1918 года форт осадили войска белофиннов. Гарнизон продержался больше месяца. В середине мая к осажденным пробился ледокол с военным кораблем. С орудий сняли замки, а батареи и часть укреплений подорвали. Гарнизон на корабле покинул форт, и его тут же заняли финны.

После Великой Отечественной войны форт снова оказался на территории СССР. До 1960 года здесь находилась береговая батарея. Военная часть оставалась на территории Ино до конца XX века. Доступ посторонним был запрещен, поскольку здесь находился полигон, где проводились секретные испытания. Возможно, для этих целей использовали и подземные бункеры.

Сейчас форт Ино — территория любителей приключений. На берегу возле укреплений имеется песчаный пляж. После визита в катакомбы здесь можно отдохнуть и полюбоваться проходящими кораблями.

Находки сталкеров

Наш турклуб предлагает следующие программы походов к Форту Ино:

  • Снежными тропами к Форту Ино (без ночевки)
  • Форт Ино (без ночевки)

На автомобиле и электричке

Добраться до форта Ино можно двумя способами – на автомобиле и электричке. В первом случае следует ехать по Приморскому шоссе в сторону Зеленогорска и далее до Приветнинского. С левой стороны дороги будет ограда и ворота. Раньше здесь был КПП военной части. Через ворота нужно въехать на территорию и двигаться до Т-образного перекрестка, на котором свернуть налево.

Читайте также  Игуасу водопад как лучше добраться?

По железной дороге придется ехать с пересадкой. От Финляндского вокзала нужно доехать на электричке до станции «Зеленогорск», где пересесть на любой электропоезд выборгского направления. Выйти на станции «Приветнинское». Отсюда до форта около 2 км.

Вид на Финский залив

Источник: https://www.vpoxod.ru/page/toponym/fortino_info

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Форт ино как добраться?

За все время существования Петербурга к городу не прорвалась ни одна вражеская эскадра. Со стороны Ладожского озера его защищала крепость «Орешек». Устье Невы прикрывала Петропавловская крепость. Финский залив закрывал Кронштадт и многочисленные форты. Залив также простреливался с берегов, где находились два форта — Ино и Красная Горка. Непобедимую систему укреплений создавали в течение трех столетий.

Вместо элитной дачи

Форт Ино расположен на северном берегу Финского залива у поселка Приветненское. Это всего 75 км от Петербурга. Необычное имя он получил по близлежащему мысу, который до революции имел финское название Инониеми. Место для береговой батареи выбрано неслучайно. Финский залив здесь сужается, образуя «бутылочное горлышко». Это позволяет крупнокалиберным снарядам долетать до противоположного берега.

Строительство гигантского подземного укрепления началось в 1909 году и велось в течение 8 лет. На стройку было затрачено колоссальное количество денег. Помимо затрат на бетон, железо и вооружение много средств потребовало отчуждение земель. Дело в том, что берег залива считался престижной дачной территорией. На выкуп участков пришлось потратить более 400 тыс. рублей. Сумма по тем временам фантастическая.

Строительство завершили 1 января 1917 года. Форт Ино находился в полной боевой готовности. И тут грянула революция! Крепость мигом оказалась в составе Финляндии, которая получила независимость. Только после Великой Отечественной войны форт стал советским. До конца XX века в крепости действовал военный полигон. Сейчас форт Ино — территория любителей приключений.

Большая часть гигантской постройки скрыта под землей. В этом плане форт напоминает айсберг. Поэтому оценить его реальные масштабы с поверхности не представляется возможным. Хорошим подспорьем могут оказаться старые планы укреплений, которые можно отыскать в интернете. Но и надземные сооружения кажутся циклопическими. Фактически это был подземный городок из бетона с собственной железной дорогой и причалом. Гарнизон крепости насчитывал 5 500 человек! Чем не население провинциального города?

Вдоль прибрежной линии были размещены 32 орудия крупного калибра. Правый фланг защищали открытая и башенная батареи. В каждой насчитывалось по четыре пушки. Центр прикрывали три батареи из гаубиц и пушек. На левом фланге установили три пушечные батареи. Это была основная ударная сила. Выдержать ее огневую мощь не мог ни один корабль.

Была также предусмотрена оборона крепости с земли, моря и воздуха. Для этой цели форт окружили кольцом из бетонных пулеметных гнезд и противоштурмовых орудий.

На случай атаки противника в крепости обустроили бункеры для пехоты. В них могло разместиться до 300 бойцов. Командный пункт находился в самом центре за бетонными стенами. Были еще подземные ярусы, своды которых представляли собой двухметровый слой бетона. Внизу размещались казармы, склады и технические службы.

Место для осмысления

Сохранившиеся постройки до сих пор вызывают восхищение своей мощью. Этому есть простое объяснение. При строительстве форта Ино применяли самые современные технические достижения, которые существовали в то время. Например, впервые в российской истории были использованы орудия калибром 305 мм. Только для обслуживания таких монстров требовались неординарные технические решения.

Несмотря на большие разрушения, сохранилось немало интересных объектов. Например, остатки мортирной батареи, командный пункт и убежище для пехоты с бронеколпаком. Можно увидеть наблюдательно–дальномерный пункт с бетонированным окопом.

Более всего впечатляют внутренние помещения главной башенной батареи форта. Для осмотра укреплений изнури понадобится фонарик.

Добраться до форта очень просто. По Приморскому шоссе следует ехать до Зеленогорска, а потом в сторону станции Приветненское. По левую сторону от дороги будет длинная ограда и ворота. В советское время здесь стояла военная часть. При въезде был КПП. Нужно миновать ворота, доехать до Т–образного перекрестка и свернуть налево.

Турфирмы организуют экскурсии в форт Ино.

Исследование форта обычно завершают на берегу Финского залива, где высится взорванный пулеметный капонир. Он предназначался для защиты форта от возможного десанта с моря. После скитаний по казематам здесь хорошо отдохнуть на песчаном пляже.

В ясную погоду в бинокль можно разглядеть форт Красная Горка на противоположном берегу залива. С берега открывается великолепная панорама кронштадтского рейда с замершими на водной глади корабликами. Отличное место для осмысления увиденного.

Мини–гид

Однодневная экскурсия в форт Ино — от 1200 рублей

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2019/10/03/Podzemnij_megapolis