Гогланд остров как добраться?

Содержание

Остров Гогланд

Гогланд остров как добраться?

Сталкером называют человека, который исследует заброшенные места. В Финском заливе есть место, идеальное для таких людей. Это остров Гогланд. На нем имеются безлюдные поселения, маяки, старые военные укрепления и затонувшие корабли. Его название образовалось благодаря сложению двух шведских слов – «hog» (высокий) и «land» (земля).

Гогланд затерян на просторах Балтики

Гранитный форпост

Если через Финский залив провести линию, соединяющую эстонский городок Кохтла-Ярве и финский порт Котка, на ее середине как раз окажется Гогланд. Гранитный остров имеет узкую вытянутую форму. Над водой возвышаются четыре холма высотой от 106 до 175 м. Его размеры 11х2,5 км. Немного. Между тем, он считается одним из крупнейших островов в акватории залива.

Люди в этих местах жили еще 9 тыс. лет назад

Яблоко раздора

Находки археологов подтверждают, что люди на острове жили еще в каменном веке. Об этом, в частности, свидетельствуют сейды – священные сооружения из камня. Они представляют собой огромный валун, установленный на трех небольших камешках. Ученые оценивают их возраст в 7 тысяч лет до нашей эры! Трудно представить, почему люди облюбовали для жизни это не очень уж уютное место.

Первые летописные упоминания Гогланда относятся к XV веку. В 1635 году эти места описал немецкий географ Адам Олеарий. Он оказался здесь по воли судьбы, когда его корабль потерпел крушение. В те времена на острове стояли часовенка и пять домиков. В них жили рыбаки из Лифляндии.

Российским Гогланд стал в 1743 году. Это случилось после очередной русско-шведской войны. Спустя некоторое время началась новая война. Возле острова состоялось известное Гогландское морское сражение, которое закончилось ничьей. В середине XIX века, во время Крымской войны, на острове стояла русская батарея, которую яростно бомбардировали британские корабли. Из-за своего стратегического положения – в центре Финского залива — Гогланд постоянно оказывался в гуще военных событий.

Первая радиостанция Попова

Радио для спасения

У моряков Гогланд всегда считался небезопасным местом. В ненастную погоду его плохо видно. Еще большую опасность представляют окружающие его подводные скалы. В 1856 году о них разбился русский военный транспортный корабль «Америка». Тогда погибли 38 моряков. Как известно, если температура воды в Балтике не превышает +3ОС, человек может продержаться в ней на плаву не более 10 минут. Погибших похоронили на острове.

Следующей жертвой стал броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». К счастью, он не затонул, а сел на мель. Это случилось в ноябре 1899 года. И здесь пригодилось новое изобретение Александра Попова. Для координации действий по спасению транспорта на Гогланде была установлена радиостанция. Связь с Петербургом поддерживалась через Котку. Рекордно длинная радиограмма содержала 115 слов! Это произошло весной 1900 года. Так впервые в мире была налажена радиосвязь.

Эхо ушедшей войны

Между молотом и наковальней

В начале 1920 года Гогланд оказался в составе Финляндии. Правительство СССР делало попытки выменять стратегический остров на территории в Карелии, но безуспешно. В период Зимней войны на него высадились советские морпехи. В 1940 году он официально стал частью СССР. В самом начале Великой Отечественной войны на острове была оборудована береговая батарея. Так на Гогланд попали корабельные пушки с «Авроры».

Зимой 1941 года из-за больших потерь, вызванных бомбардировками немецкой авиации, остров пришлось оставить. Технику и часть укреплений взорвали. В течение войны этот кусочек суши несколько раз переходил из рук в руки – от финских к советским частям. Каждая сторона тут же размещала на нем свою артиллерию.

Потом на Гогланде обосновались немцы. И только в 1944 году остров заняли советские войска, а спустя три года, по Парижскому договору, он снова официально стал территорией СССР. Артиллерийский дивизион оставался здесь до 1960 года.

Южный маяк

Вехи бурной истории

Столь бурная история не могла не оставить материальных следов на острове. Поскольку Гогланд представлял опасность для судоходства, на нем установили два маяка – Южный и Северный. Маяк на южной оконечности действует с 1861 года. Его обслуживает смотритель. В поселении при маяке проживает несколько семей специалистов. Действует небольшая погранзастава. Вся остальная часть острова необитаема.

До наших дней сохранились древние сейды и жертвенные камни. Есть остатки финских хуторов и лютеранское кладбище. На берегу стоит памятник советскому контр-адмиралу Ивану Святову. По его завещанию урну с прахом опустили на дно моря рядом с островом.

Пункт «Мякипяллюс»

Есть и географическая достопримечательность. Дуга Струве это сеть из 265 триангуляционных пунктов. Ее создали, чтобы определить параметры Земли. Два таких пункта — «Мякипяллюс» и «Точка Z» — установлены на Гогланде. Туристы обязательно посещают обелиск, установленный в честь первого сеанса радиосвязи, который организовал Попов.

Судно «Леонид Демин»

Но самым лакомым кусочком для любителей приключений является исследовательское судно «Леонид Демин». В 2003 годуоно было продано на металлолом, но село на мель при буксировке, да так и осталось там. Судно известно тем, что принимало участие в съемках фильма «Титаник». «Леонид Демин» лежит у самого берега, поэтому попасть на него может любой желающий.

Берега изрезаны тихими бухтами

Убежище для яхт

Берега Гогланда изрезаны многочисленными бухтами. Они перспективны для устройства в них марин – стоянок для яхт. Самой большой считается бухта Сууркюлян-Лахти. В нее могут заходить суда осадкой до 4 м. Она расположена на восточном побережье неподалеку от мыса Северный. От волн гавань защищена молом. Дно и берега здесь песчаные. Дорога из бухты ведет к погранзаставе и маякам.

На западном побережье расположена бухта Лимонникова. Берег здесь высокий и скалистый. Глубина достигает 17 м. Гавань также защищена от ветра и может служить убежищем для яхт и катеров. В перспективе бухта может одновременно принимать до 150 маломерных судов.

До острова добираются на катере

Наш турклуб предлагает следующие программы походов на остров Гогланд:

  • Затерянный остров финского залива

Не забудьте оформить пропуск

До Гогланда добираются на катере из Соснового Бора или Приморска. Для посещения острова требуется оформить пропуск в погранзону. Участники тура должны быть старше 14 лет и иметь российский паспорт.

Источник: https://www.vpoxod.ru/page/toponym/gogland_info

Общее описание

Площадь острова Гогланд – 21 квадратный километр. Его наибольшая длина – 11 километров, ширина достигает 2,5 километров. Самая высокая точка – гора Лоунаткоркия, которая имеет высоту 176 метров. Также на острове есть еще три холма, высотой от 106 до 142 метров. Благодаря этому в хорошую погоду остров Гогланд виден на расстоянии 70-75 километров – над водами Финского залива возвышаются его холмы. Например, его хорошо видно из финского города Котка, до которого более 40 километров.

Основу острова составляет гранитная плита, на ней довольно тонкий слой почвы. Сам остров Гогланд практически весь порос хвойным лесом. Есть несколько очень маленьких внутренних озер, крупнейшее имеет размеры всего лишь 510 на 160 метров.

Береговая линия сильно изрезана, есть большое количество бухт и мысов. Две бухты особенно часто используются для стоянок яхт и катеров. Первая – Суркюля (Суурюлян-Лахти), подходит для судов с осадкой до четырех метров. Здесь сохранилось два пирса, которые находятся в плохом состоянии. Вторая – бухта Лимонникова, которая находится на западной стороне острова Гогланд. Глубины здесь достигают 17 метров и она также используется для стоянок.

В непосредственной близости от острова много подводных камней, банок и небольших островов. Эти места считаются одними из самых опасных для судоходства в Финском заливе.

У острова Гогланд достаточно интересный рельеф: это сопки которые чередуются с долинами. Пешие походы по территории острова также могут быть довольно интересны, однако нужно учитывать, что часть острова сегодня недоступна. Еще в 2007 Россия приняла решение построить на острове радарную станцию, а сейчас там установлено и оборудование для электронной разведки.

В состав Кингисеппского района остров Гогланд входит как деревня Суур-Саари. Население острова, по данным последней переписи – 47 человек. Есть две разрушенные финские деревни, подробнее о которых можно прочитать в следующем разделе.

История острова Гогланд

На острове Гогланд были обнаружены стоянки людей каменного века, очевидно, они добирались сюда на лодках или по льду. Также здесь были обнаружены сейды, которые имеют возраст до 7 тысяч лет. Ну а первые документальные упоминания датированы XV веком – это данные об уплате налогов.

Читайте также  Заповедник в восточной части острова Кипр называется

В 1768 году была возведена церковь. В состав Российской Империи остров вошел в 1743 году, а в 1788 произошло известное Гогландское сражение, в котором русские одержали победу над шведами (в стратегическом плане). В 1826 на острове создали два пункта Дуги Струве (это сеть из 265 пунктов, которая создавалась для определения параметров нашей планеты).

Во времена Крымской войны четыре британских корабля атаковали форт на острове Гогланд. В 1856 здесь потерпел кораблекрушение транспортный корабль «Америка». В 1899 году рядом с островом на подводную скалу напоролся броненосец «Генерал-адмирал Апраксин».

К 1918 году на острове Гогланд был гарнизон из 20 моряков-артиллеристов, которые служили на береговой батареи. Однако в марте 1918 они покинули остров, а в 1920 году остров Гогланд вошел в состав Финляндии (Тартуский мирный договор).

К тому времени на острове было две финские деревни – Кискинкюля и Суркюля. К концу ХIX в них проживало более 1100 человек. Далее, в советский период, они обезлюдели и разрушились, так как финское население покинуло остров Гогланд.

В ходе советско-финской войны 1939 года остров захватила Красная армия. В 1941 году люди с острова были эвакуированы. В ходе Великой Отечественной войны в районе острова (как и на его территории) неоднократно происходили сражения, собственно, это было характерно для большей части акватории Финского залива.

В 1944 году на остров высадился немецкий десант в 1500 человек. Этот десант стал началом Лапландской войны, к тому времени Финляндия стала противником Германии и фактически союзником СССР. Любопытно, что десант в 1,5 тысячи человек был отбит финнами, которые потеряли всего 37 человек. Их поддерживала советская авиация.

В конце сентября 1944 года финны передали остров Гогланд советским войскам.

Достопримечательности

На острове сохранилось два маяка. Южный был построен в 1906 году, а Северный в 1807 году  (перестраивался в 1965). Также сохранились два пункта Дуги Струве, о которых мы уже упоминали выше. Они, кстати, входят в реестр (не список) Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сохранились сейды, а также жертвенные камни, возраст 5-7 тысяч лет. Стоят памятный камень и стела в честь первого сеанса радиосвязи в 1900 году, который был осуществлен именно с острова Гогланд.

Также сохранились остатки финских деревень с финским кладбищем. К достопримечательностям можно отнести памятник на могиле русского адмирала Ивана Святова. Он завещал похоронить себя именно на этом острове и его воля была выполнена.

У западного берега острова Гогланд сохраняется исследовательское судно «Леонид Демин». Оно было продано латвийской компании, которая планировала разобрать его на металлолом. Однако в 2003 при буксировке произошел обрыв троса и судно село на мель рядом с берегом.

Экскурсии, как добраться до острова Гогланд

Добраться до острова Гогланд можно только водным путем. Также есть вариант попасть туда на вертолете, но это явно не самый распространенный и дешевый вариант. Посещение острова Гогланд требует разрешения у пограничной службы ФСБ России в Санкт-Петербурге. Официальную информацию можно найти на сайтах ФСБ. В целом, получить разрешение вполне реально, главное обратиться за ним заранее, желательно как минимум за месяц до посещения острова.

Проще всего добраться до острова Гогланд в составе организованной группы. Организаторы сами обратятся за разрешением в ФСБ, от вас потребуются лишь необходимые документы. Предложения о подобных экскурсиях можно самостоятельно найти в социальных сетях, обычно они появляются в середине мая. Отметим, что обычно в ходе подобных экскурсий посещают сразу несколько островов, а не только Гогланд. Также нужно самостоятельно сравнивать цены, у некоторых организаторов они мягко говоря завышены.

Иногда и турфирмы арендуют теплоходы и организовывают экскурсии по Финскому заливу, в программу посещения входит и остров Гогланд. Подобные предложения также стоит искать самостоятельно. Отправление обычно из Санкт-Петербурга. Расстояние по воде от Санкт-Петербурга до острова Гогланд около 180 километров.

Самостоятельно добраться также возможно, но для этого вам нужен свой катер или яхта. Разрешение также нужно оформлять самостоятельно.

На карте:

Источник: https://russiaregions.ru/finskij-zaliv/finsky-ostrova/ostrov-gogland

Как попасть на остров Гогланд — 3Т-тур

Гогланд остров как добраться?

Финский залив в Санкт-Петербурге, несмотря на внешнюю сдержанность и даже «холодность», имеет много удивительных уголков, наполненных природной красотой и драматической историей. Одна из жемчужин – Гогланд – крупный остров в Ленинградской области. Все, кто побывал на Гогланде, отзываются о нем как о земле величественной и уникальной.

Этимология

Шведское название острова Hogland переводится как «Высокая земля». Действительно, здесь относительно высокие горы, покрытые лесом, скалистые берега, почти вертикально уходящие в воду. В целом ландшафт характерен для Восточной Фенноскандии. Финны же с незапамятных времен называли остров Suur-Saari, в переводе – «Большая земля».

Размеры

Остров Гогланд – самый большой в российской акватории Финского залива. Он расположен в 10 км к востоку от морской границы России с Финляндией. С севера на юг он вытянут примерно на 11 км, а его ширина составляет от 1,5 до 3 км. Вся площадь острова – 20,65 км2.

Необжитый с виду клочок суши имеет удобное и оттого важное стратегическое положение. Справа, в 180 километрах расположен Санкт-Петербург, Финский залив с крепостью Кронштадт, крупные российские порты (Приморск, Высоцк, Выборг, Усть-Луга). Слева – Финляндия и Эстония.

Остров отделяет западную, более глубоководную и соленую часть Финского залива, от восточной части – более мелководной и пресной. Географические координаты острова:

  • 60ᵒ01' – 60ᵒ06' с. ш.;
  • 26ᵒ56' – 27ᵒ00' в. д.

Ближайший финский город Котка расположен в 43 км к северо-востоку. На юге эстонское побережье залива находится приблизительно в 55 км, а остров Большой Тютерс – юго-восточнее, на расстоянии 18,5 км от южного мыса. Расстояние по прямой до Усть-Луги – 85 км.

Острова Финского залива: Гогланд

Рельеф острова сильно расчленен, абсолютные отметки варьируются от 108 м в северной части (возвышенность Похъейскоркиа) до 175,7 м в южной (возвышенность Лоунаткоркиа). Часто встречаются скальные уступы высотой до 10 м и более, максимальной высоты (50-70 м) они достигают на западных склонах возвышенностей Мякиинпяяллюс и Хауккавуори.

Вдоль восточного и западного побережий расположены небольшие бухточки и несколько маленьких островков. Берега в основном скалистые, в бухточках – галечные с валунами, и только в бухте Сууркюлянлахти – чистый песчаный пляж.

Этот замкнутый и удобный для судов залив находится на северо-востоке острова. Он защищен молом и имеет глубину фарватера на входе 4,2 м, при ширине входа в 90 м. Южнее бухты Сууркюлянлахти расположено старое финское кладбище.

Маяки

На острове функционируют два маяка. Северный Гогландский маяк, расположенный на возвышенности Похъейскоркиа, построен при Петре Великом в 1723 году. Южный Гогландский был заложен в 1905 по указу Николая Второго. С 2006 года работает станция дистанционного слежения за судами, сооруженная вблизи Южного маяка. Единственная грунтовая дорога проходит через весь остров, соединяя оба сооружения.

Научная деятельность

Финский залив для ученых представляет собой уникальную природную лабораторию, где, несмотря на активную людскую деятельность, экосистема сохранилась в первозданном виде.

Комплексные экологические экспедиции Биологического НИИ Санкт-Петербургского университета по изучению островов российской части Финского залива, включая остров Гогланд, проводились ежегодно с 1991 по 1995 годы по инициативе и при непосредственном участии директора Д. В. Осипова.

Затем они были продолжены в 2003-2004 годах в рамках совместных проектов БиНИИ и Центра окружающей среды Финляндии (ЦОСФ). В 2004 исследования получили финансовую поддержку Экологического фонда Ленинградской области. Геологическое изучение острова было начато в 2001 году и продолжено в 2003-2004.

Сбор материалов для описания растительности проводился Ботаническим институтом РАН в 1994-1998 годах и в 2004-2006 годах. Накопленный материал позволил составить ботаническую, зоологическую и геологическую карту региона, а также проследить изменения в природе на основании ранее полученных данных.

Под флагом ЮНЕСКО

Остров Гогланд является не только природной достопримечательностью. В 1826 году на острове немецко-российский астроном, директор Пулковской обсерватории В. Я. Струве основал уникальный пункт, который является частью грандиозного проекта, призванного рассчитать размеры и форму планеты Земля. Так называемая «Дуга Струве», протянувшаяся от берегов Ледовитого океана до Дуная, признана ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия.

Согласно реестру, два объекта – «Точка Z» и «Пункт Мякипяллюс» (по названию одноименной скалы) – расположены на этом отдаленном от берегов участке суши. Здесь Виктор Яковлевич наблюдал углы и азимуты, позволившие получить ценные астрономические данные. Это доказывает, насколько важное значение имеет Финский залив.

В Санкт-Петербурге прошла конференция, посвященная пунктам «Дуги Струве». На остров была отправлена специальная экспедиция, которая оценила фактическое состояние объекта ЮНЕСКО. В память об историческом событии здесь установлены два астрономических знака.

Первый – на возвышенности Мякиинпяяллюс. Он представляет собой памятную доску с надписью «Геодезический пункт Мякиинпяяллюс заложен в 1826 году В. Я Струве. До Исмаила 841657 туазов, до Гаммерфаста 660130 туазов.

Читайте также  Внешние Сейшельские острова

Первое измерение дуги меридиана в России с 1816 по 1855 гг.».

Недалеко от бухты Сууркюлянлахти, в лесу, у развилки дороги, ведущей к Северному маяку, сооружен другой памятник, тоже посвященный измерению меридиана В. Я. Струве. Этот астрономический знак «Гогланд Z» был установлен сотрудниками Пулковской обсерватории.

Источник: https://ttt-tur.com/kak-popast-na-ostrov-gogland/

Экскурсия-экспедиция -Морское путешествие на остров Сескар с посещением старинного маяка-

Гогланд остров как добраться?

Приглашаем Вас в новый экспедиционный тур на самый восточный из внешних российских островов Финского залива – Сескар. Остров расположен в Финском заливе южнее Большого Корабельного фарватера примерно в 100 км от Санкт — Петербурга. Существует два мнения в расшифровке его названия – в переводе с финского «Семь камней» или со шведского «Морской остров». Остров имеет интересную военную историю. В 1920 году остров по Тартускому мирному договору остров перешел Финляндии и во время финской войны был занят советской морской пехотой 30 ноября 1939 года.

С началом Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, Сескар вошел в Лужский укрепленный сектор, а в районе острова создали Восточную минную позицию, в которую включили также остров Гогланд. С занятием финскими и немецкими войсками большинства островов в Финском заливе, Сескар стал передовым пунктом базирования Балтийского флота. Зимой 1941-42 гг. и 1943-44 гг. действовала ледовая автомобильная дорога Шепелевский маяк – Сескар – Лавенсари протяженностью в 71 км. После войны на острове был оборудован радиотехнический пограничный пост.

Самый известной исторической достопримечательностью Сескара является старинный маяк (1858 г.), на котором мы побываем.

‹›

Отправление из С-Петербурга

  • На электричке с Балтийского вокзала

ВНИМАНИЕ:

  • Экскурсии с ночным переездом могут отправляться накануне (с 21.00 до 24.00) объявленной даты экскурсии.
  • Уточняйте время и место за два дня до отправления на странице «Отправление групп»
  • 07 : 00 Встреча с гидом на Балтийском вокзале.
  • Отправление на электричке в Сосновый бор (до остановки пл. 80 км).
  • 10 : 30 Посадка на скоростную яхту на пристани Сосновый бор.
  • Водная прогулка на остров Сескар.
  • Поход по острову с осмотром природных ландшафтов и объектов инфраструктуры.Мы пройдем пешеходный маршрут по Сескару, в ходе которого сможем оценить всю красоту этого затерянного в морской стихии острова. Осмотрим заброшенную погранзаставу, на территории которой располагается пограничная вышка, мачты с радарами и локаторами, склады ГСМ и дизель-генераторная станция. Казарма для личного состава, столовая, пост управления РЛС находятся в одноэтажной каменной постройке оканчивающейся котельной и баней. Так же имеются два кирпичных одноэтажных дома для семей офицеров, ряд кирпичных построек хозяйственного назначения.
  • Побываем на месте, где в прошлом находилась финская деревня и старинное кладбище.
  • Увидим мемориал, посвященный памяти моряков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Посетим маячный городок и увидим живописные окрестности острова с высоты старинного маяка.Известно, что маяк на острове действовал еще при шведском правлении (до 1700 года) и отошел к России по Ништадскому договору, но в очень ветхом состоянии. Маяк много раз строили, переносили и лишь после окончания Крымской войны Гидрографический департамент в конце 1856 г. заказал английскому заводчику Грисселю башню из артиллерийского чугуна для маяка Сескар. В 1857 г. ему же поручили изготовить фонарь и катоптрический аппарат системы Френеля.Чугунная башня и маячное оборудование были доставлены на остров 19 июля 1858 г. и, по окончанию монтажа 23 сентября, маяк был освящен. Новая башня высотой 30 м. над уровнем моря стала первой чугунной маячной башней в России.
  • Возвращение в Сосновый бор.
  • 23 : 30 ориентировочное время возвращения в Санкт-Петербург (Балтийский вокзал)
  • Примечание — в случае форс мажорных обстоятельств возможен внешний осмотр маяка, без подъема на него.

Внимание:

  • Поздней осенью, зимой, ранней весной, из-за короткого светового дня, посещение некоторых заявленных в программе экскурсии обьектов может происходить в тёмное время суток.
  • Организатор не несет ответственности за очереди на пограничных пунктах, задержки в пути, связанные c погодными условиями, а также с пробками на дорогах.
  • В случае, если погодные условия на маршруте могут угрожать безопасности туристов (сильные снегопады, низкие/высокие температуры воздуха, сели, ливни, наводнения, лесные пожары, смог и пр.), организатор оставляет за собой право в одностороннем порядке изменять программу экскурсии: заменять одни объекты на другие, а при невозможности замены — исключать обьекты из программы.
  • Места в автобусе распределяются организатором экскурсии по мере продажи билетов.

Особенности данной экскурсии:

  • Желательно иметь удобную для длительной ходьбы обувь.
  • Желательно иметь защиту от дождя, на случай пасмурной погоды.
  • Желательно иметь с собой еду для перекуса в ходе экскурсии.
  • Высадка на остров происходит с помощью шлюпки.
  • Внимание! Для участия в экскурсии необходимо иметь при себе паспорт гражданина РФ.
  • В целях обеспечения безопасности плавания корабль оснащен спасательными жилетами.

В стоимость включено:

  • услуги экскурсовода-сопровождающего;
  • водная прогулка на остров и обратно на яхте.

Дополнительно оплачивается (цены ориентировочные):

  • Жд билеты на электричку Санкт-Петербург — Сосновый бор — Санкт-Петербург

Фотоотчеты и статьи в «Школе путешественника»:

  • Фотоотчет Ксении Самариной Остров Сескар

Источник: https://www.silver-ring.ru/ru/trip/ru/odnodnevnyeavtobusnyeexcursii/morskoe-puteshestvie-na-ostrov-seskar-s-poseshcheniem-starinnogo-mayaka/

Гогланд: большая история небольшого острова

Гогланд остров как добраться?

В июне на острове Гогланд в Финском заливе состоялся первый инклюзивный волонтёрский лагерь РГО «Восток Финского залива». Об интересных местах острова, его жителях и ярких моментах поездки – в материале волонтёра Ирины Константиновой.

Гогланд – остров с богатой историей

Гогланд – самый крупный русский остров в Финском заливе: его длинна – около 11 км, ширина – до 2,5 км. От Большой земли до острова недалеко: 180 км – до Санкт-Петербурга, 55 км – до Эстонии, всего 40 км – до Финляндии. Однако из-за своей труднодоступности Гогланд кажется краем света – добраться сюда можно только по воде или на вертолёте.

Слои истории видны на острове как годовые кольца на спилах местных сосен: вот остатки двух больших финских деревень – Сюркуля и Кискинкюля, вот мотки ржавой колючей проволоки, бетонные укрепления и смешавшиеся с камнями гильзы времён Великой Отечественной и Советско-финской войн. Здесь в чащах до сих пор лежат мины, а поисковые экспедиции находят останки бойцов…

Среди лесов и дорог Гогланда прячется его главная достопримечательность – точки «дуги русского меридиана», или Дуги Струве. В XIX веке с их помощью астроном Василий Струве смог в доспутниковую эпоху рассчитать размер и форму Земли. Всего точек было 265, сохранились из них 34.

Сама Дуга протянулась на 2820 км от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря по территории десяти стран: Белоруссии, Латвии, Литвы, Норвегии, Молдавии, России, Украины, Финляндии, Швеции и Эстонии. В 2005 году Дугу Струве внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На территории России пунктов Дуги Струве осталось только два – «Гогланд Z» и «Мякипяллюс», и оба – на этом острове.

Сейчас Гогланд словно отдыхает от своей бурной истории: обезлюдел и зарос соснами. Постоянных жителей здесь не более полусотни. Это пограничники, метеорологи, лесники и смотрители двух старинных маяков.

В домике метеорологов…

– Муж спросил меня, хочу ли я здесь жить, и я ответила: «Конечно, хочу!» – рассказывает Катерина, заваривая мне чай из местных трав и наливая из банки прозрачно-жёлтое варенье из одуванчиков.

Вместе с мужем Михаилом и маленьким сыном Семёном они переехали на Гогланд четыре года назад. Когда-то Михаил, историк по образованию, приезжал сюда в поисковые экспедиции, и однажды жена поехала вместе с ним.

– Остров покорил с первого взгляда, – рассказывает Катерина. – Но чтобы остаться здесь жить, нужно кем-то работать. Из доступных штатскому человеку специальностей – метеоролог, лесник и смотритель маяка.

Все места на маяках были заняты, поэтому супруги пошли к главе метеорологической службы и оставили свои контакты. Спустя год, в феврале 2015-го, раздался звонок – освободилась ставка метеоролога.

– Конечно, мы долго думали, но в итоге решили переехать – жизнь-то одна. Многие мечтают о старости в домике с камином. Только вот, может, в старости ничего уже и не захочется. Поэтому исполнять мечты надо сейчас.

Быт в доме налажен: есть отопление, вода и интернет. Правда, туалет всё-таки на улице, а вместо душа – баня. Продукты закупают на полгода вперед. Доходят на Гогланд даже посылки с AliExpress.

– Мы ставили спутниковое телевидение, и нужно было указать нашу улицу. Выяснилось, что у нас есть остров и номера домов, а улицы нет! В итоге написали, что улица у нас Центральная, а дом – первый, – рассказывает Катерина.

Семён – единственный ребенок, постоянно проживающий на острове.

– Сначала мы думали уехать обратно, когда Сёме нужно будет идти в школу, но потом узнали, что сейчас легко обучаться дистанционно: нас курирует государственная школа, уроки проводятся по скайпу, – объясняет Катерина. Семёна, кажется, всё устраивает: кто же откажется от детства, в котором у тебя в распоряжении целый остров?

В домике метеорологов семья занимает одну большую комнату. В соседней живёт начальник метеорологической службы – тот самый, который когда-то им перезвонил, рядом – ещё одна сотрудница.

Читайте также  Мегалиты острова Пасхи

– Профессия у нас самая простая, – делится Катерина. – Мы не даём никаких прогнозов, просто снимаем показания. Смена – сутки через трое: на смене каждые три часа нужно отправлять данные в Санкт-Петербург. Раньше никто в этой семье не имел отношения к метеорологии. Профессии учились месяц в Петербурге, а потом – уже на месте.

Во дворе домика работает автоматическая метеорологическая станция. Немного похоже на языческое капище – на замысловатых вышках крутятся флюгеры, возвышаются разнообразные будки «на курьих ножках».

– Вот это у нас осадкомерное ведро, – Катерина достаёт из ёмкости с лепестками большой металлический цилиндр с небольшим носиком посередине. Сюда во время дождей заливается вода. Потом остаётся посмотреть её уровень. На станции есть такое же электронное, автоматическое, но себя не оправдало – точность измерения не та, теперь вот просто стоит рядом. Так что некоторые измерения проводятся так же, как и раньше, в докомпьютерные времена.

Недавно Катерина заказала себе небольшой промышленный выжигатель – так у Гогланда появились свои сувениры. Теперь все желающие могут купить деревянный магнит, брелок или значок с рисунками достопримечательностей острова. Увожу на память значок со своим рисунком – маяком на фоне заходящего солнца.

Смотрители маяка

В районе Южного маяка Гогланда удивительно красиво: камни, сосны, пологий выход к морю. Здесь расположились пять выцветших от солнца домов тихого посёлка маячников.

Чуть ли не вздрагиваю, увидев человека в таком безлюдном месте. Григорьичу на вид около семидесяти лет. Морщинистое лицо, клетчатая рубашка, большой серебряный крест на груди.

– Вам, молодёжи, кажется, что за пределами городов жизни нет? – немного ворчливо отвечает он на мои расспросы о том, каково жить на краю земли. На помощь приходит его жена. Выясняется, что они – смотрители Южного маяка. Все 19 лет, которые пара живёт на острове, их обязанность – вечерами подниматься на маяк и зажигать там свет. Супруги просят их не фотографировать и не называть имён, маяк – объект режимный.

– Нам по 47 было, когда мы сюда переехали, – рассказывает женщина. – Когда-то жили в Выборге, я экономистом работала. Приехала сюда в военную часть на аудит. И уж не знаю, во что я влюбилась – в камни, что ли, эти, в сосны корявые…

Узнав о том, что на маяк нужны смотрители, она приехала попробовать себя в этой профессии и «пропала». После утянула за собой и мужа: «Он ликвидатор чернобыльской аварии – подорвал там здоровье, ему в городе было тяжело». О городе женщина вспоминает неохотно: «Я туда приезжаю раз в полгода за продовольственным пайком и сразу от этой квартиры задыхаюсь. Мне даже душа не надо – лучше здесь».

Первая инклюзивная экспедиция РГО

В июне на Гогланде при поддержке «Гудсёрфинга», ЮНЕСКО и Экспедиционного центра Министерства обороны России прошла первая инклюзивная экспедиция Русского географического общества – волонтёрский лагерь «Восток Финского залива». Добровольцы занимались обустройством туристических маршрутов к пунктам Дуги Струве. Командовал экспедицией специалист Экспедиционного центра Минобороны Антон Юрманов.

Всего на остров приехали 20 волонтёров: пять из них – люди с ограниченными возможностями. Кроме того, организаторы сняли верхнюю возрастную границу, а также стали брать девушек, хотя ещё год назад на Внешние острова Финского залива, в экспедицию РГО «Гогланд», приглашали только парней с серьёзной физической подготовкой.

В итоге состав у экспедиции получился необычный. К примеру, 56-летняя Елена – турист со стажем, единственный человек, который действительно много знал про Дугу Струве и уже бывал на её северной конечности – мысе Норд-Кап; 37-летняя Валерия в жёлтых очках, придумавшая за пару часов до отправления катера на остров, прямо в Кронштадте, купить гитару; кемп-лидер Аня, будившая всех по утрам с помощью алюминиевых миски и ложки и доблестно решающая проблемы коллектива; ещё одна Аня, в Москве носящая киберпротез руки – в поездку она отправилась без него – и зарегистрированная в одной из соцсетей под говорящим ником «Одной левой».

***

В первые дни добираемся до основных достопримечательностей – пунктов Дуги Струве «Гогланд Z» и «Мякипяллюс». От «Гогланда Z» до лагеря идти не больше 15 минут. Пункт отмечен небольшой бетонно-каменной горкой. До «Мякипяллюса» добраться сложнее – приходится довольно долго карабкаться на покрытую мхом гору. Сверху ждёт чёрный постамент в половину человеческого роста.

На дорогах вблизи точек встречаются знаки – небольшие пластиковые таблички, которые указывают верное направление.

– Знаки сделал один из туристов, – рассказывает метеоролог Катерина, гуляя с нами по лесу. – Он приехал сюда посмотреть на точки дуги и очень удивился, что здесь нет никакой инфраструктуры, даже банальных указателей. Потом, уже дома, сам напечатал несколько и прислал нам.

Добровольцы РГО продолжили начатое дело по установке табличек. Так, в одной из палаток лагеря разместилась волонтёр Зоя, научившаяся обращаться с выжигателем. Из-за нездоровой ноги девушке сложно далеко ходить, зато рисование – её стихия. Теперь в палатку стекаются желающие выжечь собственный указатель. Параллельно идёт работа и на самих точках: у «Z» строится пологая лестница, по дороге на «Мякипяллюс» протягиваются верёвочные перила. На обоих постаментах появляются новые таблички. Мне пригодилось умение рисовать маяки – теперь мой указатель красуется на одной из сосен по дороге на Северный маяк. 

В конце экспедиции официально «открываем» точки – проезжаем по местам работ в открытом кузове военного «Урала». Впервые по этой дороге едет Настя: ей 34 года, с восьми лет она болеет артритом и ходит на костылях, поэтому своим ходом ни на одну из точек сама бы не добралась.

«Урал» останавливается у начала тропы в гору – дальше подняться на «Мякипяллюс» можно только пешком. Ребята помогают Насте забраться на крутой склон. Девушка хватается за сделанные накануне верёвочные перила, с двух сторон её поддерживают два парня – и вот самое сложное позади.

На вершине греет яркое солнце, радуя волонтёров и засвечивая фотографии с флагами РГО и Экспедиционного центра Минобороны.

– Мы сделали почти невозможное, – тихо замечает Антон Юрманов.

***

На самом деле точек Дуги Струве на Гогланде не две, а четыре. Ещё две были запасными, но тоже помогали астроному в расчётах. Сейчас на острове они никак не отмечены – разве что должна остаться впаянная в камни металлическая бляшка ещё со времён самого Струве. В последний день экспедиции небольшой компанией – Антон, я и картограф Ангелина – отправляемся их искать.

У Ангелины своя миссия – она собирает данные для создания интерактивной карты острова.

– Появилась мысль – сделать карту Гогланда для туристов. Конечно, можно сделать и бумажный вариант, но это в современных реалиях не слишком актуально. Сейчас люди хотят сразу увидеть фотографии объекта, узнать о нём краткую информацию, – делится Ангелина.

Всю экспедицию девушка не расстается с GPS и отмечает координаты достопримечательностей и площадок с красивыми видами. Когда карта будет готова, она появится на Геопортале РГО.

К сожалению, прогулка по скалам ни к чему не приводит – возможно, обозначения точек были уничтожены во время войны. Тогда мы уходим в чащу леса собирать комаров – и это не эвфемизм. Собрать образцы Антона попросил знакомый из Научно-исследовательского института медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е.И. Марциновского. Комары ловятся на живца – прямо на себя и товарищей. Оглушаешь насекомое, потом кладёшь пинцетом в пробирку.

– Сейчас попросить привезти материалы для изучения или просто узнать о том, что они кому-то требуются, можно только через друзей, – говорит Антон. – И это достаточно неудобно: предположим, учёному нужно собрать тех же комаров для исследований из двадцати пяти разных мест земного шара. За полевой сезон он успеет в лучшем случае в пять. А как же остальные?

Поэтому Антон работает над проектом Sample Crossing. В планах – создать ресурс, на котором можно было бы оставить запрос на сбор материала. Человек, который едет в район, где материал находится, смог бы увидеть просьбу и привезти учёному все необходимое. В июле Антон едет на Курилы, поэтому предлагает всем желающим доставить нужные материалы с островов Итуруп и Уруп. Он уже получил пятнадцать заявок от незнакомых людей. Впрочем, иногда материалы можно запросто найти, например, у себя на даче. Так что сервис планируется сделать доступным для всех желающих.

– Люди часто становятся волонтёрами, потому что хотят неделю побыть кем-то ещё. Например, не сотрудником офиса, которым являешься в «большой жизни», а археологом, строителем, работником заповедника. Так зачем прикидываться учёным, когда можно и правда им стать? – спрашивает Антон Юрманов.

***

У причала стоит катер: до отправления обратно на Большую землю остаётся полдня. Группа волонтёров прикрепляет к дереву деревянную табличку. На ней выжжено «Здесь прошёл первый инклюзивный лагерь РГО». У истории острова нарастает новое годовое кольцо.

Источник: https://www.rgo.ru/ru/article/gogland-bolshaya-istoriya-nebolshogo-ostrova