Музей хора в стамбуле как добраться?

Содержание

Музей Карие (Музей Хора) в Стамбуле: история святого места

Музей хора в стамбуле как добраться?

Адрес: Дервишали, Мечеть Карие, ул.№ 18, 34087 Фатих/Стамбул, Турция.

Режим работы: ежедневно с 09:00 до 19:00.

Стоимость билета: 30 лир.

Контакты:

  • телефон: +90 212 631 92 41;
  • веб-сайт: www.choramuseum.com.

Как добраться: на метро и трамвае, на остановке «Аксарай» нужно пересесть на ветку М1 и доехать до остановки «Топкапы-Улубатлы».

По сравнению со своими более известными «собратьями», музей Хора не так известен широкой публике, но не менее интересен. «Хора» означает «находящийся за пределами города», турецкое название музея – музей Карие. Сооружение расположилось в обычном жилом районе города и является памятником Всемирного наследия. Полное название монастыря – церковь Христа Спасителя в Хоре.

Историческая справка

Монастырь представляет собой хорошо сохранившуюся византийскую церковь, которая в наши дни открыла двери посетителям в качестве исторического музея. Впервые о монастыре упоминают в 4 веке, позже, значение монастыря выросло благодаря своему соседству с резиденцией императоров.  Высокопоставленные чины, прибывающие на прием к императору, дожидались своей очереди в монастыре. Далее, в 6 веке он пострадал от землетрясения и был практически разрушен. Император Юстиниан приказал восстановить монастырь и увеличить его в размерах. В 11 веке в монастыре хранили реликвии всех церквей города, оберегая их во время нападений турков.

© Gelia — stock.adobe.com

В 14 веке монастырь реконструировали на деньги, выделенные императором, благодаря ходатайству Феодора Метохита – министра и казначея при императоре Андронике II.   Его также изобразили на фресках над входом на нартексе, передающим Спасителю мини-версию монастыря Хора. Именно тогда мастера начали украшать стены монастыря фресками и мозаикой, сохранившейся и по сей день. Посетители монастыря могут увидеть библейскую тему на позолоченных фресках по всему своду церкви.

Когда же Константинополь все-таки был завоеван турецкими войсками, монастырь получил новое название Карие. Великий визирь Хадым Али Паша, издал указ о возведении минарета, и в силу того, что ислам не позволял изображать людей и животных, фрески закрасили белилами и именно это спасло их от разрушения.

Далее, в жизни монастыря появляется еще один человек, сыгравший важную роль в его истории – Томас Виттемор, американский археолог. Ученый убедил М.К.Ататюрка начать реставрационные работы собора Святой Софии и монастыря Хора в Стамбуле и открыть там музей.

С 1945 года музей Хора открыл свои двери для посетителей, однако, в 1948 году музей вновь закрыли и реставрационные работы длились еще 10 лет. В реконструкции Церкви Хора участвовали ученые и археологи американского Византийского института. Постепенно была удалена старая штукатурка и взорам открылись уникальнейшие мозаики и фрески.

Множество сцен из жизни Иисуса и Девы Марии можно увидеть на стенах, арках, куполах музея.

Что посмотреть?

Фасад небольшого монастыря довольно скромен, но внутреннее убранство захватывает дух. Здание состоит из холла (нартекса), основной части (нефа) и капеллы (параклиссия). Стены и пол музея декорированы интересной мозаикой. Здесь представлены четыре основные мозаичные темы:

  • генеалогия Христа,
  • рождение и детские годы Христа,
  • жизнь Девы Марии,
  • пасторское служение Христа.

Фрески погребальной капеллы посвящены теме смерти и загробной жизни.

На стенах представлены эпизоды чудесных исцелений людей и прочие деяния Иисуса Христа. Целая стена посвящена эпизоду «Избиение младенцев». Над входом можно увидеть сцену смерти Св.Марии, по центру – фрески с изображением Святого Петра и Павла. Столько сохранившихся фресок на тему жизни Христа и Богородицы нет нигде в мире. Мозаика монастыря считается одной из лучших византийских мозаик 14 века. Исследования ученых показали, что фрески наносились в разное время.

© swisshippo — stock.adobe.com

В те времена фрески с библейскими мотивами предназначались для наглядного обучения городских жителей Библии, так как не все знали грамоту и умели читать.

© Stig Alenas — stock.adobe.com

Больше всего туристов, посетивших музей, поразило то, что по сравнению с масштабами Софийского собора, например, в музее Хора посетители чувствовали себя более уютно, своды и арочные потолки были прямо над головой, а не на высоте в 20-30 метров как в соборе Св. Софии. И благодаря таким размерам, можно было четко разглядеть все фрески и мозаики, оценить все даже самые мелкие детали изображений.

© EvrenKalinbacak — stock.adobe.com

Периодически в музее Келси в Мичигане проходит выставка «Обзор византийских небосводов». На выставке представлены уникальные масштабные фотографии высотой около двух метров турецкого фотографа Ахмета Эртуга. Его замечательные фотографии отражают тайну и мощь древних построек – Софийского собора и музея Хора, демонстрируя зрителям купола, интересные конструкции, изысканные мозаики и фрески.

Плата за вход в музей – 30 лир, обладателям карты Museum Pass – вход бесплатный. Посетителям предоставляют аудио гид стоимостью 10 лир.

Часы работы музея: в летнее время с 09:00 до 19:00, в зимнее — с 09:00 до 18:00. Билетные кассы закрываются за полчаса до закрытия музея.

Важно! Музей не работает по средам.

При музее работает сувенирная лавка, где можно приобрести интересные сувениры и магниты на библейские темы.

Как добраться?

Музей находится в старинном районе Фатих. Из центра города до музея можно добраться на скоростном трамвае до станции «Аксарай», пересесть на красную ветку метро и сойти на станции «Топкапы-Улубатлы». Далее, на городском автобусе или на такси, а лучше совершить приятную прогулку по этому району до монастыря.

Туристам, прибывшим с европейской части на пароме до Эминоню, можно сесть на автобусы 31Е, 36КЕ,38Е. Все автобусы следуют до остановки «Эдирнекапы» и далее, пересаживаясь на скоростной трамвай, доехать до музея.

Если решиться пройти пешком до музея от Эдирнекапы, то по пути придется пройти через ворота Эдирне, в честь чего получил свое нынешнее название одноименный район. Именно через эти ворота в 1453 году въехал султан Мехмет II в завоеванный Константинополь.

Туристам, не стесненным в финансах, можно добраться до музея с площади Султанахмет на такси.

Источник: https://liketraveller.ru/turkey/istanbul/museum-istanbul/hora.html

Музей хора в Стамбуле как добраться?

Музей хора в стамбуле как добраться?

Стамбул – великолепный турецкий мегаполис, поражающий своей красотой и восхищающий каждого, кому хоть раз посчастливилось побывать в этом удивительном городе. Буквально каждый уголок его – это отражение истории от древних времен и до наших дней. К большому сожалению, далеко не все достопримечательности пользуются заслуженным вниманием у путешественников, приезжающих в Турцию.

К примеру, туристические маршруты всё чаще обходят стороной уникальную в своем роде стамбульскую Церковь Христа Спасителя (Kariye Müzesi). Этот непревзойденный по красоте и величию архитектурный шедевр располагается в Хоре, поэтому его всё чаще именуют как монастырь Хора.

Монастырь Хора (Музей Карие): история

Внутреннее убранство Музея Карие

Монастырская обитель – памятник архитектуры византийского периода, который, к слову сказать, отлично сохранился, хотя время его основания датируется 4-5 веком.

Снаружи церковь смотрится неприглядно и даже нарочито скромно, но такое впечатление гостей этих мест изменяется буквально в одно мгновение – стоит им только войти за монастырские стены.

А за этими стенами скрывается настоящая стамбульская жемчужина – музей Карие (Kariye Müzesi), коллекция которого состоит из древнейших и уникальнейших мозаик и фресок.

Внутреннее убранство Музея Карие

Внутреннее убранство монастыря погружает посетителей в волшебную византийскую сказку. Можно любоваться мозаичным великолепием без устали, не замечая течения времени, которое здесь словно бы останавливается. Продлить это ощущение сказочности можно, посетив находящуюся по соседству мечеть Михримах Султан.

В дословном переводе на русский язык «Хора» означает «за поселением». Откуда же такое название монастыря? Всё достаточно просто. Когда-то район, в котором византийцы в 5 веке выстроили церковь, территориально еще не был присоединён к Константинополю, то есть находился за его пределами. Поэтому религиозной обители было присвоено такое наименование.

Нужно уточнить, что религиозным место это было всегда, но вот предназначение его изменялось за годы существования не единожды. Изначально Хора возводили как церковь, спустя некоторое время ее перевели в статус монастыря, а позднее здесь и вовсе основали мечеть.

И происходило это в связи с интересными историческими событиями. Некогда правителем этих мест был некий Метохит, который был свергнут со своего поста другим властителем Андроником Третьим. Метохита отправили в ссылку, по возвращении из которой он принял монашество и стал жить в церкви Хора.

В ее же капелле он и был похоронен после своей смерти.

Затем в истории Константинополя наступил трагический период: город пал, и спустя полвека после этого события визирь Хадым Алм-Паша, находившийся в услужении у султана Баязида Второго, издал указ, согласно которому церковь Хора стала мечетью.

Над галереей возвели минарет, но византийские фрески со стен удалять не стали, а поступили проще: мозаичные шедевры скрыли под толстым слоем побелки, благодаря чему они смогли сохраниться до наших дней. Реставрацией мечети занялись американские исследователи только в конце 40-х годов 20 века. Побелку аккуратно удаляли и восстанавливали фрески в течение долгих 10 лет.

И вот наконец-то в 1958 году музей открыл свои двери для первых посетителей, а его кураторство взяла на себя та же организация, которая сегодня курирует Айя-Софию.

Таким образом, в настоящее время с древнего сооружения сняты религиозные функции: сегодня Хора это музейный комплекс, носящий название музей Карие.

Монастырь Хора (Музей Карие): мозаики и фрески

Мозаики и фрески в Музее Карие

Большинство мозаик и фресок, сохранившихся в здании музея, датируется 11 веком. Монастырь-музей делится на 3 основные зоны: вестибюль, центральное церковное помещение и усыпальница – погребальная капелла. С виду небольшое строение внутри кажется достаточно просторным. Мозаичные шедевры по красоте и великолепию ничем не уступают внутреннему убранству самых знаменитых христианских церквей Византии.

Богоматерь с младенцем в музее Карие

Примечательно, что львиная доля изображений – это иллюстрации библейских сюжетов. Такого больше не делали нигде во всём мире! Иллюстративные фрески появились на стенах церкви примерно в 14 веке, когда проводилась масштабная реконструкция святыни. Основная тематика их – это жизнь Христа: история его рождения, детства, служения. Также многие мозаичные картины изображают жизнь Богоматери.

Архитектура музея Карие по-настоящему уникальная. Мозаичные полы и стены производят неизгладимое впечатление на туристов и вызывают желание возвращаться сюда снова и снова. Особого внимания заслуживает потолочная мозаика, покрытая позолотой.

Библейские сюжеты настолько захватывают, что нередко в стенах музея можно видеть интересную картину – лежащих прямо на полу людей с фотокамерой в руках. Не стоит удивляться: эти люди – фотографы, которые хотят передать на своих снимках красоту и величие потолочных изображений в полной мере. А сделать хорошую панорамную съемку можно только в лежачем положении.

Сразу при входе в музей глазам посетителей открываются вехи жизни Девы Марии и Иисуса Христа, расположенные в порядке хронологии. Отдельного внимания заслуживают три шедевральные картины.

Читайте также  Из Будапешта в загреб как добраться?

Первая – это изображение Богоматери с младенцем на руках, которое, к несчастью, в некоторых местах серьезно повреждено. Слева от нее находится вторая картина, на которой изображен сам Христос.

И наконец над входной группой в музей отлично сохранилась картина, изображающая сцену смерти Святой Девы Марии.

Музей Карие – одна из самых удивительных достопримечательностей Стамбула, и это место хотя бы раз в жизни следует посетить каждому!

Источник: https://moystambul.ru/muzej-karie/

Музей Карие в Стамбуле: как добраться

Первая часовня, возведённая силами византийцев, появилась на этом месте ещё до 5-го века. Однако до наших дней она не сохранилась. В 5-м столетии, когда вокруг города были возведены стены, разрушенная на тот момент часовня была восстановлена и в итоге стала церковью. Также здесь появился монастырь.

В первые годы 13-го века сооружение вновь оказалось разрушено. Его восстановление в том виде, который можно оценить и сегодня, завершилось лишь к 30-м годам столетия. В этот же период на стенах церкви появляются мозаики и фрески, в будущем ставшие её особенностью.

Долгие годы здание продолжало использоваться в качестве христианской церкви. Но в самом начале 16-го века по указанию великого визиря Османской империи Хадым Али-паши здесь была оборудована мечеть Кахрие-джами. Мусульмане скрыли все христианские изображения под внушительным слоем штукатурки.

В 1945 году был определён новый статус здания — музейный, после чего в 1948-1949 годах здесь была проведена масштабная реставрация. Благодаря ей древние мозаики и фрески вновь увидели свет. По завершению реставрационных работ музей Карие открыл двери для путешественников и жителей. Сегодня он входит в перечень памятников Всемирного наследия.

Как добраться

Музей Карие расположен в районе Стамбула под названием Фатих. Он располагается на улице Kariye Cami неподалёку от малого Влахернского дворца.

Точный адрес: Dervişali Mahallesi, Kariye Cami Sk. No:8, 34087 Fatih/İstanbul.

  • Вариант 1Автобус:маршруты № 28, 32, 38, 87, 35D, 36A, 36E, 36V до остановки Edirnekapı.Пешком:от остановки до музея надо будет пройти 6-8 минут.
  • Вариант 2Метро:по красной ветке (M1a) до станции Topkapı-Ulubatlı.Пешком:от станции до музея пеший путь составит 25 минут.

Ознакомиться с картой стамбульского метрополитена можно на сайте.

Музей Карие на карте

Кроме того, в этой части города можно найти недорогие гостиницы, от которых до этой и других достопримечательностей можно дойти пешком. Одна из таких находится совсем рядом с церковью и называется Kariye Otel.

Цена за ночь в ней начинается от 2 000 рублей.

Чуть ближе к берегу залива Золотой рог располагаются Balat Residence, Palation Apt, Troya Hotel Balat Istanbul и Lotus Hotel Istanbul, в которых стоимость суток колеблется от 1 600 до 4 700 рублей.

Что посмотреть в музее

Главными экспонатами музея Карие являются его мозаичные изображения и фресковая живопись, относящиеся к заключительному периоду искусства Византии — Палеологовскому возрождению.

Его типичными признаками, нашедшими отражение и в церковных изображениях, являются наличие глубины в композиции и удлинённость фигур. Мозаики и фрески покрывают не только стены, но также арки, своды и внутреннюю часть купола.

Они изображают сцены из жизни Иисуса и Девы Марии.

Интересные факты

  • Название церкви «Хора» изначально указывало на её местоположение — вне города. Первое время своего существования церковь действительно находилась за пределами территории столицы. Слово «Карие» (Kariye), которое используется в название сегодня, является производным от того самого слова «Хора» (Chora).
  • Считается, что христианским фрескам и мозаикам помогла сохраниться до наших дней именно штукатурка, которой покрывали стены мусульмане, преобразовывая церковь в мечеть.
  • В 1453 году Константинополь был осаждён турецкими войсками. В молитвах о спасении города жители принесли в церковь Хора икону Богоматери Одигитрии, считавшейся покровительницей столицы. Находится эта икона в церкви и по сей день.

Время работы и цена билетов

Функционирует музей Карие круглый год, однако часы работы зависят от времени года. Начинает работать он всегда в 09:00. В тёплый период, который длится с 15 апреля до октября, рабочий день завершается в 19:00, а в холодный — с 1 октября до марта — в 17:00. Кассы завершают работу за час до закрытия самого музея. Выходной здесь в среду, а уточнить режим работы в праздничные дни можно на сайте.

Источник: https://whitepeakturizm.com/muzey-hora-v-stambule-kak-dobratsya/

Стамбул. Церковь Хора, или Карийе | Путевые истории

Музей хора в стамбуле как добраться?

В Стамбул мы прибыли рано, и времени на его осмотр у нас было больше, чем на другие города в круизе. Мы здесь уже бывали раньше (см. здесь), поэтому многие достопримечательности Стамбула видели. На сей раз к посещению были запланированы церковь Христа Спасителя в Полях (Карийе) и стены Феодосия.

История церкви Хора (Карийе)

Церковь Христа Спасителя в Полях, или по-гречески Хора, – это одна из наиболее сохранившихся церквей Византийского периода. История церкви начинается во 2-м веке, когда здесь существовали первые христианские сооружения. Тогда это было далеко за городом, отсюда и название — «в полях».Современная церковь была построена в 1077-81 годах при помощи тёщи императора Алексея Комнина Марии Дука.

Перестроена в 1315-21 при Палеологах на деньги великого логофета (высшего чиновника, надзиравшего за остальными чиновниками в Византии) Фёдора Метохита, который в конце жизни служил здесь простым монахом. К этому же времени относятся и великолепные мозаики и росписи, являющиеся образцом палеологского возрождения.Через полвека после захвата в 1453 году Константинополя турками церковь была переделана ими в мечеть победы – Карийе-Джамии.

Туркам то ли лень было возиться с уничтожением христианских изображений, то ли было жаль их, и в результате они просто заштукатурили мозаики и фрески.

В 1948 году в храме был открыт музей Карийе. С 1947 по 1952 году американские реставраторы восстанавливали бесценные изображения.

Сейчас это один из самых посещаемых туристических объектов Стамбула.

Как добраться до Карийе

Мы поехали туда от пристани Кабаташ, куда пристал наш круизный лайнер.

Лестница с разноцветными ступеньками поднимается от Кабаташа к Таксиму

Сначала сели на скоростной трамвай Т1, на который купили жетон за 3 лиры.

Доехали до остановки Topkapi, а потом пересели на метробус №34. Метробус — это скоростной автобус, который ездит по специальной выделенной полосе. Зайти на остановку метробуса можно только через турникет. И опять нужно было покупать жетон, но не у продавца, а в автомате.

А у нас были только банкноты по 20 лир. Разменять негде, место какое-то нежилое, вокруг дороги и парки.

образец стамбульского озеленения

Что делать? Парень, который контролирует проход через турникеты, увидел, как мы мечемся, махнул нам рукой и пропустил, подмигнув. Дескать, бывает, проходите, пока никто не видит. Так турки относятся к туристам. А перед этим на остановке трамвая другой контролёр высадил местного парня, у которого была такая же ситуация.Можно ехать на скоростном трамвае Т4 до остановки Edirnekapı. Далее пешком.

Кроме того, можно от остановки скоростного трамвая Beyazıt пересесть на автобус № 38 и доехать до остановки Edirnekapı. Далее пешком. А можно добраться на автобусе №87 (маршрут Edirnekapi – Taksim). Он стартует в Таксиме. Выйти, как и в предыдущем случае, надо на остановке Edirnekapı.

Добрались мы до остановки Edirnekapı, Находится она за стеной Феодосия, рядом с воротами Эдирне. Пройдя через ворота Эдирне, мы оказались перед небольшим автопарком.

Справа возвышалась мечеть Михримах — одна из ранних работ Синана.

Район старый и не туристический, не деловой. Во всяком случае, евро на лиры мы поменять там не смогли.

Дома здесь малоэтажные, часто деревянные.

Тем не менее, здесь располагаются три знаковых достопримечательности Стамбула – стена Феодосия, мечеть Михримах работы Синана и церковь Хора. Можно найти музей Карийе по указателям.

Также помогли закачанные на телефон карты MAPS.ME.

Дошли мы до Карийе минут за 15.

Фрески и мозаики церкви Хора

С виду музей — это ничем не примечательная мечеть, да ещё и задрапированная строительной сеткой – идет реставрация.
Купили билеты за 15 лир и вошли внутрь.

А там, на стенах, — потрясающие золотые мозаики и великолепные фрески, на которых изображены сцены из Евангелия, Св. Петр и Св. Павел, Страшный Суд, Ад и Рай.

Описывать эту красоту бесполезно, нужно видеть.В музее много народу и, что меня удивило, много женщин явно в мусульманской одежде. И смотрят с интересом. Была и русскоязычная экскурсия.

Когда я осматривал церковь, пришла мысль о том, что турки завоевали Константинополь и прервали традицию. А Византия могла бы быть второй Италией по красоте своей архитектуры и совершенству искусства. А, может, и первой. Но — не случилось. Очень жаль.

Выйдя из церкви Хора, мы приступили ко второй части нашего плана — осмотру стены Феодосия.

об этом путешествии: круиз «Восточное Средиземноморье» + Венеция и Рим

 
Промокоды
При покупке тура на Travelata
-скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. — по промокоду AF300putevye
-скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. — по промокоду AF500putevye

Полезные сайты для подготовки к путешествию

Ещё…
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку. ПОДПИСАТЬСЯ

Источник: https://putevye-istorii.ru/stambul-cerkov-xora-kariye/

Музей Хора в Стамбуле: история церкви Карие, как добраться

Музей хора в стамбуле как добраться?

Музей Хора в турецком Стамбуле – старейший памятник архитектуры, гордость страны. К сожалению, святыню не включают в обзорные экскурсии. Но без осмотра этого объекта знакомство с городом нельзя считать состоявшимся.

История

Церковь Хора относят к византийским памятникам. Датируется обитель 4-5 веком. Несмотря на возраст, святыня сохранилась.

Название храма связано с тем, что во времена строительства территория, на которой стоит памятник, еще не входила в Константинополь. Буквальный перевод – «за пределами». То есть церковь находилась за городской чертой.

Строение первоначально выполняло роль христианского храма, затем его переоборудовали под монастырь. После захвата Константинополя турками, конструкцию приспособили под мечеть. Впрочем, такая судьба практически у всех христианских объектов.

При переоборудовании византийские фрески не тронули, но возвели минарет. Поэтому архитектуру отличает сочетание двух контрастных стилей. Это делает строение уникальным по красоте.

Теперь это музей. Роль религиозного пристанища с исторического памятника сняли. Посетить место разрешено всем желающим.

Обзор экспозиции

Стамбульскую святыню превратили в музей благодаря сохранившимся фрескам и мозаикам.

Искусные творения мастеров поражают. Краски не потускнели от времени, и по-прежнему привлекают внимание путешественников со всего мира.

Мозаики

Большинство мозаик датируется 11 веком. По красоте изображения не уступают тем, что размещены на стенах в византийских храмах. Почти все мозаики посвящены библейским сценам.

Основная тема – земные годы жизни Иисуса и его матери – Девы Марии. Причем изображены детские годы, период служения Господу. В этом заключается уникальность мозаик. Подобных картин больше нет нигде в мире.

Фрески

Ученые считают, что фрески появились только в 14 веке. Это более поздняя работа. Стены дополнили изображениями во время реконструкции.

Фресками и мозаиками украшены стены, потолки и даже полы храма. Поэтому не удивляйтесь, если встретите лежащих на полу посетителей. Туристы фотографируют удивительные картины, расположенные над куполом святыни.

Читайте также  Из минска в хатынь как добраться?

Особенно интересны туристам (а в их числе множество паломников) три картины, расположенные прямо у входа. На них изображены:

  • Богоматерь с младенцем на руках;
  • Христос в период взрослой жизни;
  • сцена смерти Марии.

Вторая картина серьезно повреждена, но это не сказывается на ценности шедевра.

Часы работы и стоимость посещения

Монастырь Хора, переоборудованный в музей, работает в зависимости от сезона. Так, в разгар наплыва туристов (с апреля по октябрь) учреждение открыто с 9 утра до 7 вечера. В остальные месяцы посетить объект удастся с 9 утра до 16.30 пополудни.

На входе предложат аудиогид. За эту услугу придется доплатить отдельно. Но отказываться не рекомендуем: узнаете массу полезной информации.

Монастырь Хора (Стамбул, Турция) — авторский обзор, часы работы, цены, фото | Коллекция Кидпассаж

Музей хора в стамбуле как добраться?

Стамбул — прекрасный город Турции. Бывший Константинополь хранит в себе множество достопримечательностей, относящихся как к греческой, так и к турецкой культурам. Но многие из этих удивительнейших мест непопулярны среди туристов сегодня.

Одной из таких обделенных вниманием общества частичек истории является монастырь Хора. Скромное и неприметное сооружение скрывает огромное наследие культуры: просто потрясающие по своей красоте мозаики и фрески эпохи Византии. Старинная церковь была возведена около 1500 лет назад.

Монастырю почти полностью удалось уберечь красоту внутреннего убранства, в связи с чем он оказался самым сохранившимся религиозным памятником времен Византии.

История монастыря

Точную дату сооружения святыни назвать крайне сложно, ибо большинство документов были безвозвратно утеряны в период борьбы за власть на полуострове. В дошедших до нас исторических источниках первые упоминания о ней датированы лишь IV веком.

В самом начале постройка находилась за чертой Константинополя, само название собора «Хора» переводится как «обитель за городом». Но византийская столица развивалась стремительно. Уже во времена императора Феодосия II здание попало в городскую черту, заняв важное духовное положение.

В VI веке святыня была почти разрушена сильнейшими землетрясениями. Однако по указу императора Юстиниана собор восстановили и расширили (был присоединен госпиталь и богадельня).

В XI веке Хора стал хранилищем ценных реликвий, перевезенных туда из всех городских монастырей императорской семьей, опасавшейся за свою жизнь (из-за возможности атаки города) и уехавшей в удаленный от центра дворец. Именно в это время лучшие зодчие украсили стены церкви многочисленными фресками и мозаиками.

В XIII веке монастырь переживал не лучшие свои времена. Константинополь захватили крестоносцы, сооружение постепенно разрушалось, за зданием никто ухаживал.Но после изгнания завоевателей начался период восстановления.

В XIV веке император передал на восстановление святыни щедрое пожертвование, благодаря чему к основному строению была присоединена часовня. Также появились многие мозаики и фрески, ими и сейчас могут полюбоваться туристы.

Пятнадцатое столетие стало критическим периодом в истории монастыря. Константинополь захватили войска Мехмеда II. Османская империя установила свою власть здесь на долгие годы. Турки превратили храм в мечеть, пристроили минарет и назвали ее Карие. Фрески и мозаики сохранились лишь потому, что захватчики просто забелили их. Такое решение уберегло творения греческих мастеров от полного уничтожения.

После окончания Второй мировой войны монастырь превратили в музей. С 1948 г. проводилась масштабная реставрация под руководством «Византийского института Америки». Высококвалифицированные ученые смогли снять «новый» слой мастики, вернув интерьеру тот вид, что был до восстановления, придав ему первозданную красоту. Спустя 10 лет упорных трудов двери музея распахнулись для всех желающих увидеть неподражаемое византийское мастерство.

Архитектура

Собор, как и много лет назад, представляет собой внешне скромное строение позднего византийского зодчества с каменной кладкой разных цветов. Снаружи здание может и выглядит маленьким, но вот благодаря навесным куполам кажется невероятно величественным, когда попадаешь внутрь.

Сама церковь разделена на три части: погребальную капеллу, основной зал и вестибюль. Стены меж столбами на западном фасаде сооружены османами — изначально были проемы. К пристройке перед входом в храм примыкал эксонартекс с просторным проемом в форме арки. Над юго-западным углом сооружения османы построили минарет.

Турки, по своему вкусу, после захвата города убрали у церкви плоскую крышу, а на ее место пришла ныне существующая скатная. Плоская кровля-терраса не была практичной, протекала, отчего и была убрана из-за прихотливости ее содержания, ненужности и из-за проблем с ее ремонтом, а вот винтовая лестница, ведущая на нее, получила новую жизнь, став частью подъема в минарет.

Интерьер

Фрески и мозаики, рассказывающие о житие Христа и его матери — основное украшение музея. К сожалению, из-за того что собор часто разрушался и подвергался реставрации, в нем можно увидеть лишь творения конца византийской эпохи.

Арочные своды, потолки, часть стен собора и купола с потолками украшены старинными фресками, декорированными позолотой и ажурной резьбой по камню. Купола храма мастерски расписаны ликами Архангелов, Девы Марии и Христа с родословной.

Мозаика украшает пол и стены бывшего собора. Большая доля художественных изображений дает возможность не только изучить главные события жития Христа и Девы Марии, но и восхититься неподражаемым мастерством зодчих Византии.

Уникальность интерьера музея Карие заключается в обилии мозаики с сюжетами из Священного писания. Такого количества ни в одном соборе мира больше нет. Этот факт дает право считать внутреннее убранство Хоры просто неподражаемым.

Все мозаики и фрески Карие просто невозможно перечислить, так что остановимся на самых известных из них:

  1. Мозаика Христа Пантократора (Вседержителя) над центральным проходом из экзонартекса в нартекс. Христос облачен в темную тунику, а в руках у него позолоченная Библия.
  2. Напротив него — мозаика Божьей Матери «Воплощение» с Младенцем во чреве. Обе фигуры подписаны фразами, обыгрывающими название собора: «Прибежище живых» (у Иисуса) и «Вместилище невместимого» (у Девы Марии). Интересна одна деталь: изображения расположены так, что изображение Христа встречает входящего в храм, а образ Богоматери его провожает обратно в мир земной. Этому расположению есть свое объяснение: считается, что именно Дева Мария является главной заступницей всех в физическом мире.
  3. Центр оси в пристройке храма, которая находится перед его входом, также не оставлен без внимания мастеров. На ней древние творцы изобразили образ Христа, выстлав его мозаикой, с той же обыгрывающей надписью. Он нарисован здесь с Феодором Метохитом, стоящим пред ним на коленях и показывающим модель церквушки. Мозаика подписана: «Ктитор, логофет геникона Феодор Метохит».
  4. Проход в центр храма из пристройки особенно прекрасен. Его охраняют, словно это вход в Рай, мозаики таких известных святых, как апостолы Петр и Павел с их узнаваемой символикой — один с ключами, другой с книгой.
  5. Большинство мозаик центральной части безвозвратно утеряно — уцелели только два мозаичных образа, обрамляющие алтарь — Иисуса и Божьей Матери с младенцем в руках. Слева Иисус держит Евангелие, развернутое на странице с надписью «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас».
  6. На западной стене над проходом в пристройку находится изображение Успение Богоматери.К ложу усопшей склонились святители, апостолы и скорбящие женщины.

Что интересного для детей в музее Карие

Посещение монастыря Хора в Стамбуле будет интересно детям с 11 лет и старше, так как в 5 классе начинается изучение зарубежной истории с периода Античности и до Средневековья. Фрески и мозаики помогут ребенку лучше визуализировать картины минувших столетий, представить быт византийских зодчих и яснее понять исторические события. Вокруг собора расположились разлогие деревья, в тени которых можно детальнее рассмотреть наружную архитектуру собора.

Полезные советы

Предлагаем вашему вниманию несколько рекомендаций, которые помогут спланировать поездку в Музей Карие в Стамбуле.

  • Турки в большинстве своем не знают, что нужное вам здание называется собором Хора, поэтому спрашивайте у них о музее Карие, они с удовольствием покажут вам дорогу.
  • Перед поездкой настоятельно рекомендуем изучить историю монастыря, чтобы прогулка по храму была более информативной. Тем более, если с вами будут дети, которые так любят задавать вопросы. Как вариант, воспользуйтесь аудиогидом на русском языке, который можно взять в кассе  (стоимость 15 лир плюс дополнительно могут попросить паспорт в залог.)
  • Если вы купили туристическую карту Стамбула Museum Pass, вход по ней в музей будет бесплатным.
  • Фотографировать внутри монастыря можно, но без вспышки.
  • Запланируйте на посещение монастыря около часа.

Безусловно, Стамбул — один из красивейших городов Турции, да и всего мира. Он объединяет в себе две культуры, две разные религии, которые встретились на одном полуострове. В бывшем Константинополе есть множество храмов и мечетей, которые популярны среди туристов и паломников.

Но если вам этого мало, если вы действительно интересуетесь историей Византии и/или православием, то обязательно посетите музей Хора. Его многовековая насыщенная история, великолепные сохранившиеся фрески, неподражаемые мозаики с позолотой не оставят ни вас, ни ваших близких равнодушными.

Источник: https://kidpassage.com/activity/turkey/istanbul/monastyir-hora

Музей Карие (монастырь Хора) в Стамбуле

Музей хора в стамбуле как добраться?

Стамбул – великолепный турецкий мегаполис, поражающий своей красотой и восхищающий каждого, кому хоть раз посчастливилось побывать в этом удивительном городе. Буквально каждый уголок его – это отражение истории от древних времен и до наших дней. К большому сожалению, далеко не все достопримечательности пользуются заслуженным вниманием у путешественников, приезжающих в Турцию.

К примеру, туристические маршруты всё чаще обходят стороной уникальную в своем роде стамбульскую Церковь Христа Спасителя (Kariye Müzesi). Этот непревзойденный по красоте и величию архитектурный шедевр располагается в Хоре, поэтому его всё чаще именуют как монастырь Хора.

Время работы в 2020 году, стоимость и как добраться до музея

В туристический сезон с 15 апреля до 30 сентября, музей открыт с 9-00 до 19-00, но попасть в музей можно до 18-00.

В сезон с 1 октября по 14 апреля, время работы музея с 9-00 до 16-30.

Стоимость посещения музея в 2020 году – 65 лир, если вы приобрели Museum Pass Istanbul, тогда вход свободный. Как и при посещении других достопримечательностей, можно на входе приобрести аудиогид на русском языке (15 лир), он поможет сориентироваться в экспозиции и с его помощью вы узнаете массу полезной информации про экспонаты.

Купол музея Карие в Стамбуле

Располагается музей по адресу Kariye Camii Sok., Kariye Meydani, Edirnekapi, в районе пролива Золотой рог, и добраться сюда можно несколькими способами.

Самый удобный и дорогой способ – доехать на такси.

Можно также добраться на метро или трамвае (по линии Т1). Доехать нужно до остановки Aksaray (Аксарай), а затем пересесть на метро по линии М1 и ехать до остановки Topkapı-Ulubatlı

Автобус. На остановке возле пристани Эминёню нужно сесть на автобус №910, 31E, 37E, 38E или 36KE и доехать на нем до остановки Эдирнекапы, после этого, нужно пересесть на трамвай TR4 и проехать четыре остановки до Эдирнекапы, дальше придется пройти пешком на протяжении 5 минут.

Официальный сайт: http://kariye.muze.gov.tr/en

Музей Карие на карте:

Источник: https://moystambul.ru/muzej-karie/

Музей Карие в Стамбуле: описание, особенности, история, как добраться до музея и музей Карие на карте. » Карта путешественника

Музей хора в стамбуле как добраться?

Стамбул — это промышленный, торговый, культурный, морской и крупный город Турции, который удачно расположился прямо на берегах пролива Босфор, а также Черного и Мраморного морей.

Его главная особенность заключается в том, что это единственный в мире город, который находится на двух континентах одновременно — в Азии и Европе. В свою очередь, европейская часть Стамбула делится на две части бухтой Золотой Рог.

В старом городе можно понаблюдать за средневековым обликом, который сумел сохраниться здесь, новый город лежит в северной части, и состоит из культурно-делового центра Бейоглу и торгового портового района Каракёй.

Музей Карие в Стамбуле

Церковь Христа Спасителя, которая более известна как монастырь Хора или музей Карие — это одна из наиболее сохранившихся византийских церквей во всем Стамбуле. Находится это здание в неприметном местечке обычного жилого района Стамбула, К огромному сожалению, далеко не каждый турист может выделить время в своем туристическом графике, чтобы сюда приехать, но очень зря.

Читайте также  Соляные плантации хон кхой как добраться?

Музей Карийе находится в церкви Христа Спасителя в Хоре, которая была основана еще в 4-5 веке, за стенами Константинополя. Эта церковь является самой настоящей стамбульской жемчужиной, но самой главной ее достопримечательностью является музей с редчайшей коллекцией византийских мозаик и фресок. Внешне это здание смотрится довольно скромно и даже несуразно, в связи с этим, очень тяжело поверить в том, что она когда-то служила мечеть, но стоит только заглянуть внутрь, как мнение о ней кардинально меняется.

После осмотра музея не стоит сразу прощаться с этим кварталом, так как рядом есть мечеть Михримах-Султан, которую также стоит посетить.

Церковь Хора была создана византийцами в 5 веке и располагалась в то время в районе, который тогда к Константинополю не относился. К тому же, стоит отметить, что в переводе Хора» означает «за поселением». За все годы своего существования она неоднократно меняла своё предназначение. Сначала она служила то монастырём, потом церковью, а потом и вовсе мечетью. Сегодня же, она не является религиозным сооружением, а просто выполняет функции музея. В тот момент, когда к власти пришел Андроник III, Метохит был снят с поста и отправлен в ссылку, после его возвращения, Метохит стал монахом в церкви Хора.

А когда он погиб, его похоронили в капелле церкви. После этого как пал Константинополь, прошло еще 50 лет, и по распоряжению визиря султана Баязида II, которого называли Хадым Алм-паша, над галереей построили минарет, а фрески и мозаики были тщательно замазаны побелкой. С тех пор храм стал считаться мечетью, и именно благодаря действиям визиря шедевр византийского искусства сохранился под штукатуркой до наших времен.

Спустя еще время, в 1948 году специалисты Византийского института (США) начали в мечети реставрационные работы, а официальное открытие музея произошло в 1958 году, на сегодняшний день он курируется теме же людьми, что и Айя-София.

Музей Карие считается одной из самых интересных церквей в византийского период, из-за своих удивительных мозаик и фресок, которые были создан еще в 11 веке. Стоит также отметить, что в храме-музее находится 3 основных помещения: вестибюль, основное помещение храма и погребальная капелла с фресками, который были созданы еще в 1320 году. сразу после входа в музей, внутреннее пространство оказывается намного больше, чем выглядит снаружи.

Мозайки, которые находятся в вестибюле и в основном помещении, поражают по своей красоте и разнообразию, могут уверенно соперничать с убранством самых прославленных византийских церквей. Мало того, они могут считаться эталонами византийского искусства 14 века и единственным в своем роде иллюстративным материалом к Библии, выполненным из мозаики. А появились они тут во время одной из реконструкций начала 14 века.

Вокруг музея находятся типичные деревянные турецкие дома, что придает этому месту особый колорит.

В музее четко просле��иваются четыре основные темы — это, конечно же, генеалогия Христа, его рождение и детские годы, жизнь Богоматери и служение Христа. Все фрески и мозаики, которые тут находятся, являются шедевром ренессанса византийского искусства. Сразу же на входе все поражаются красоте и величию мозаичных полов и стен. Все потолки украшены золотистой мозаикой, что заслуживает особого внимания.

Также, стоит отметить, что сцена из Библии на столько захватывают внимание, что все фотографы, которые сюда попадают, в буквальном смысле слова, чтобы все охватить в кадр, снимают потолок, лежа на спине, ведь только так им удается запечатлеть как можно лучше эти удивительные изображения. Прямо на входе, в хрониалогическом порядке изображены жизнь Девы Марии и Иисуса.

Что касается тем фресок, это, конечно же, фрески на религиозные темы, а именно: рождение Христа, жизнь Богоматери, изображения Св. Петра и Св. Павла, страшный суд, ад и рай. Особое внимание необходимо уделить 3 мозаикам 14 века. Справа, от абсциссы, находится мозаика Святой Марии с младенцем Иисусом, которая к сожалению, местами повреждена, а с левой стороны, находится мозаика Иисуса.

Прямо над входом есть изображение сцены смерти Святой Марии, которая достаточно хорошо сохранилась. Музей Карие — это один из самых интересных музеев города.

Адрес: Kariye Cami Sokak (Edirnekapi);

Телефон: +90 (212) 534 84 14, (212) 631-92-41;

Официальный сайт: http://www.choramuseum.com/;

E-mail: [email protected];

Время работы: в высокий туристический сезон ( с15 апреля по 30 сентября) музей работает с 09.00 до 19.00, но вход в музей только до 18.00. Выходной среда. В низкий сезон (с 1 октября по 14 апреля) музей работает с 09.00 по 17.00. Выходной среда. Кассы закрываются за 30-60 минут до закрытия музея.

Стоимость посещения: стоимость билета в музей — 15 лир, в том случае, если с собой есть Museum Pass Istanbul, то вход свободный. При желании на входе можно купить аудиогид на русском языке, в его помощью можно сориентироваться в экспозиции и получить массу полезной информации про экспонаты всего за 10 лир.

Как добраться до музея

Располагается музей по адресу Kariye Camii Sok., Kariye Meydani, Edirnekapi, в районе пролива Золотой рог, и добраться сюда можно несколькими способами.

Автобус. На автостанции возле пристани Эминёню нужно сесть на автобус №910, 31E, 37E, 38E или 36KE и доехать на нем до остановки Эдирнекапы, после этого, нужно пересесть на трамвай TR4 и проехать четыре остановки до Эдирнекапы, дальше придется пройти пешком на протяжении 5 минут.

Такси. В том случае, если поездка планируется с площади Султанахмет, то можно заказать такси, это самые удобны и самый дорогой споосб добраться до музея.

Метро и трамвай. В том случае, если ехать из центральных районов города, то доехать к музею можно на скоростном трамвае и метро (линия Т1). Необходимо доехать до остановки Aksaray, а после, пересесть на метро, на линию М1, и выйти на остановку Topkapı-Ulubatlı.

Музей Карие на карте:

Источник: http://travelermap.ru/muzej-karie-v-stambule-turciya/

Церковь Хора / Карийе в Стамбуле – добраться , на карте, история, фото

Музей хора в стамбуле как добраться?

Церковь Хора, или мечеть Карийе, а ныне музей  Карийе (Kariye Müzesi) – еще один из дошедших шедевров, которые подарила нам Византия. И через многие века мозаики и фрески церкви Хора поражают своей красотой. К сожалению, церковь Хора лежит несколько в стороне от основных достопримечательностей Стамбула, и посетить ее не всегда удобно. Но пропустить ее  – будет большим упущением.

Музей Хора / Карийе на карте Стамбула

Музей Хора, или Карийе, находится на северо-западе от Султанахмета, рядом со Стамбульской стеной.

Музей Хора, или Карийе на карте Стамбула (кликабельна)Музей Хора / Карийе на карте Стамбула (кликабельна)

Увеличить карту Хора на карте Стамбула

На карте Стамбула обозначено:

1. Музей Хора (Карийе)

2. Причал Балат

3. Станция метро Эдирнекапы (Edirnekapı)

4. Остановка автобуса Эдирнекапы (Edirnekapı)

Как добраться до церкви Хора / Карийе

Добраться до музея Хора, или Карийе можно несколькими способами

1. Добраться до музей Хора, или Карийе можно на метро. Для этого необходимо доехать до станции метро Edirnekapı (3)  (см. также схему метро Стамбула линия Т4).  Далее пешком (см. карту)

2. Добраться до Музей Хора / Карийе можно так, если вы находитесь в Султанахмете. От остановки скоростного трамвая Beyazıt сесть на автобус № 38 (маршрут YUNUS EMRE MAHALLESİ – BEYAZIT ) и доехать до остановки Edirnekapı (4). Далее пройти пешком.  Автобус № 38 по пути от Бейязыта к Эдирнекапы также делает остановки в Лалели и Аксарае.

3. Если вы находитесь в районах Бейоглу или Таксиме, то до Музея Хора \ Карийе можно добраться на автобусе №87 (маршрут EDİRNEKAPI – TAKSİM). Он стартует в Таксиме, идет по бульвару Тарлабаши. Выйти, как и в предыдущем случае, надо на остановке  Edirnekapı. Далее пешком.

4. Если вы находитесь на азиатской стороне Стамбула, то до музея Хора / Карийе можно добраться на автобусе №500А из Кадыкёя (маршрут EDİRNEKAPI-KADIKÖY) . Остановка автобуса находится недалеко от одноименного причала. Доехать нужно также до остановки “Эдирнекапы” и пройти пешком.

История церкви Хора

Тихая обитель Хора существовала на этом месте с давних времен и находилась за пределами тогдашнего города. Хора и переводится с греческого как “скит за пределами города”. Точная дата возникновения монастыря неизвестна, впервые упоминатеся в 4 веке.  При императоре Феодосии, когда был воздвигнут второй ряд городских стен, Хора оказалась в черте Константинополя, хотя и на самой его окраине.

В 557 г.   в результате землетрясения Хора была практически полностью разрушена. Но нет худа без добра. Император Юстиниан пожертвовал большие средства на восстановление. В результате монастырь расширил границы, при нем были открыты больница и богадельня. Главную церковь монастыря украсили фресками и мозаикой. 

Монастырь получил третью жизнь в 11 веке, когда произошло переселение императорского двора во Влахернский дворец, который находился не так далеко. Многое было перестроено, в т.ч. и главная церковь. Внутри церковь украсили камнем и многочисленными превосходными мозаиками и фресками. 

Трудные времена для Хоры настали в 13 веке, когда Константинополь захватили крестоносцы. Монастырь был полностью запущен, и разрушался.  Но после их изгнания монастырь восстановили.

После захвата Константинополя турками, монастырь продолжал действовать. Здесь сформировался оплот борьбы против турецких захватчиков. Когда эта информация дошла до султана Баязыда II, он приказал положить этому конец. Семь дней шла осада монастыря. Но когда его удалось захватить, в монастыре никого не оказалось. Защитники монастыря спаслись, выйдя через потайной подземный ход.

Это еще больше разозлило Беязыда, и он приказал Хору превратить в мечеть, назвав мечеть Кахрийе, т.е. мечеть Победы. К огромному нашему счастью, церковь очень спешили переделать в мечеть. Поэтому не стали особо тратить время, чтобы сбить мозаики и уничтожить фрески. Их спешно замазали и заштукатурили. Поэтому очень многое дошло до наших дней.

Но Хора , всё равно, пострадала. Были сделаны кое-какие переделки необходимые для мечети. В разное время здесь открывали медресе и общественные кухни, что тоже требовало переделок. Но, тем не менее,  христианские мозаики Хоры снова  увидели свет еще за полвека до возникновения республики Турция.

 Султан Абул Азиз, правивший Османской империей во второй половине 19 века, был большим поклонником византийского искусства. По его приказу уже тогда были расчищены многие мозаики. Но т.к. здесь была мечеть, мозаики прикрыли  ставнями.

Примечательно то, что в этом плане отличился и его старший брат Абдул Меджит, который не дал уничтожить христианские мозаики и фрески в Святой Софии во время очередной масштабной реставрации, находившейся тогда в Софии мечети.

С 1945 г. в здании церкви Хора открыт музей.

Схема, фото Музея Хора / Карийе

сайт музея Хора / Карийе http://kariye.muze.gov.tr, есть английская версия

Музей Хора /Карийе работает с 9.00 до 19.00 (апрель – октябрь) и с 9.00 до 16.30 (ноябрь – март), кроме среды. Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея.

Входн0й билет в музей Хора / Карийе  – 15 лир (лето 2013)

Для входа в Музей Хора / Карийе вы также можете воспользоваться Музейной картой Museum Pass İstanbul или купить заранее электронный билет

Музей Хора / Карийе Стамбул (кликабельно)

Перечень мозаик и фресок в Музее Хора / Карийе

Внутри  церковь Хора облицована серым мрамором с зелеными вставками.

Фрески и мозаики церкви Хора, а ныне музея Карийе, повествуют о земной жизни Иисуса Христа, присутствуют библейские персонажи и сюжеты. Исследования показали, что стены расписывались  в разное время. Тем не менее,  существует общий стиль.

  сайта Путеводитель по Турции

Источник: http://cappadocia-elenatruva.ru/cerkov-xora-karije-stambule-dobratsya-na-karte-istoriya-foto.html